Прошёл почти год с момента открытия первого флагман-бутика известного петербургского кутюрье Ianis Chamalidy, искусственное освещение в котором создано на базе сверхярких белых светодиодов, произведенных петербургским предприятием «Светлана-Оптоэлектроника» - экологически чистых источниках света. Это один из немногих объектов торговой инфраструктуры Петербурга, где не используются люминесцентные лампы, содержащие в своём составе ртуть – чрезвычайно токсичное вещество 1 класса опасности. Как известно, при ртутных интоксикациях страдают практически все органы и системы организма человека. Янис Чамалиди спокоен за себя и своих покупателей: светодиоды не содержат ртути и не наносят вреда здоровью и окружающей среде.
Янис Чамалиди: 'Ещё год назад я даже не задумывался, какую опасность для здоровья и экологии несут люминесцентные лампы, используемые повсюду. Установка светодиодных светильников во флагман-бутике на Петроградской стороне – это мой небольшой вклад в дело очищения Петербурга и планеты в целом от ртутьсодержащих отходов».
Ртутьсодержащие лампы представляют особую опасность с позиций локального загрязнения среды обитания токсичной ртутью. Граждане, приходящие за покупками в торговые центры, особенно в магазины, где продаются люминесцентные лампы, не осознают, что подвергают опасности своё здоровье, вдыхая невидимые пары ртути. Невидимая глазу зараза вызывает хроническое заболевание – микромеркуализм: когда в человеческом организме появляется избыток металла, расстраивается функция нервной системы, начинается слабость, болит голова…
В зависимости от типа в каждой люминесцентной лампе, которые особенно широко ис-пользуются в нашей стране, содержится от 20 до 300 мг ртути, в наиболее распространенных типах от 60 до 120 мг, а в некоторых лампах ее количество достигает 350-560 мг. К примеру, разбившаяся люминесцентная лампа, содержащая 80 мг ртути, образует свыше 11 тыс. шариков ртути диаметром 0,01 см. Этого количества ртути достаточно для того, чтобы загрязнить до уровня предельно допус-тимой концентрации помещение объемом в 300 м3.
Люминесцентные лампы довольно-таки часто разбиваются прямо в торговых залах, а тре-буемые мероприятия по специальной очистке помещения (т.н.демеркуризация) не проводятся, хотя по сути – это ЧП. Как правило, уборщица только подметает ртутные шарики и моет пол, а остатки разбитой лампы выбрасывает как обычный мусор.
Как прокомментировали ситуацию в Комитете экономического развития, торговли и промышленности Санкт-Петербурга: «Хотелось бы, чтобы практика перехода на безопасное светодиодное освещение объектов торговой и городской инфраструктуры была не частными инициативами отдельных ответственных предпринимателей, таких как Янис Чамалиди, а цивилизованной практикой. Тем более, что Петербург является родиной науки о светодиодах и центром российской светодиодной индустрии. Здесь успешно работает крупнейший в Восточной Европе и СНГ комплекс «Светлана-Оптоэлектроника», осуществляющий на одной производственной площадке полный технологический цикл разработки и серийного выпуска светодиодных источников света».