Карта от Ренесанс

ВТО - удача или угроза для рынка детских товаров


Заполнить онлайн заявку!

Что ожидает игроков рынка детских товаров после вступления России в ВТО?

Переговоры о вступлении России во Всемирную Торговую Организацию начались еще в 1993 году, когда наша страна обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественнику ВТО. И вот, спустя 18 лет, решение принято!

Предыдущий рекорд продолжительности переговоров принадлежит Китаю, который добивался положительного решения 14 лет. Россия — последняя крупная страна, вступившая в организацию, которая объединяет более 150 государств и регулирует около 97 процентов мировой торговли, включая телекоммуникационные и финансовые услуги, а также операции с инвестициями и интеллектуальной собственностью.

Что же дает России членство в этой организации? Прежде всего это свободный и гарантированный доступ к основным экспортным рынкам. До вступления в организацию через внешние рынки реализовывалась только одна треть ВВП России, а ущерб от дискриминационных мер против товаров отечественного производства составлял около 2,5 млрд. долларов в год.

Второе важное преимущество — доступность международных механизмов регулирования торговых споров. К дополнительным плюсам можно отнести улучшение климата для иностранных инвестиций у нас в стране, а также и для присутствия российских инвесторов за рубежом, например, в банковской сфере.

Председатель Комитета по стандартам и качеству Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), Генеральный директор компании «ОЛТРИ» Андрей Сухинин:

— Наряду с новыми возможностями вступление в ВТО несёт и определенные угрозы. Получая гарантированный доступ на рынки стран-участниц ВТО, Россия будет обязана расширить доступ на свой рынок путем сначала законодательного ограничения импортных таможенных пошлин, а затем и постепенного снижения их до определенной величины. При негативном сценарии развития событий это может затронуть интересы национальных производителей и повлечь за собой снижение конкурентоспособности российской продукции. В первую очередь это коснется автомобилестроения и лесопромышленного комплекса, где производство уже сейчас нерентабельно. Из других отраслей наиболее чувствительны к изменениям мясо-молочная и химико-фармацевтическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение.

В результате наплыва дешевого импорта может серьезно пострадать и отечественная легкая промышленность. Эти изменения могут привести к снижению объемов производства и налоговых поступлений, к росту безработицы и к еще большей зависимости от импортного продовольствия, а также к закреплению сырьевой специализации России в международном разделении труда.

Среди ключевых игроков рынка детских товаров возможна перегруппировка сил в тех категориях, где высока доля отечественного производства. Прежде всего это детская одежда, которую производят свыше 340 российских предприятий и на которую приходится более 20% общей емкости рынка: белье, трикотаж, чулочно-носочные изделия, головные уборы.

Изменения возможны:

•в сегменте детской косметики (гигиенические, лечебные, профилактические и декоративные средства по уходу за кожей, волосами и ногтями ребёнка) с долей отечественного производства около 56%,

•в производстве игр и игрушек, которые составляют на рынке детских товаров 16% общей емкости и где 214 отечественных предприятий имеют долю почти в 18%,

•в сегменте детской мебели.

Кроме того, вступление России в ВТО может негативно повлиять на уже наметившиеся тенденции роста доверия к российским товарам, а также роста импортозамещения, что особенно относится к детской обуви и к товарам для новорожденных.

Но самых серьезных перемен можно ожидать в сегменте внемагазинной торговли (продажи через Интернет, через каталоги и посредством расширения логистической инфраструктуры).

- Несмотря на то, что доля всего сегмента внемагазинных продаж пока еще сравнительно невысока (около 4%), рост отдельных его составляющих намного превышает темпы роста рынка в целом, - подчеркивает Андрей Сухинин. - Так, за последние 5 лет объем электронной коммерции вырос более чем в 6 раз, и в предстоящие 2 года ожидается его двукратное увеличение. Это достигается за счет повышения уровня проникновения Интернета и географического расширения системы дистрибуции товаров. Уже сейчас многие американские и европейские Интернет-магазины включили Россию в список стран доставки. Вполне возможно, что это заставит отечественных игроков рынка пересмотреть сформированные в условиях «закрытой» экономики подходы к ценообразованию на отдельные виды продукции высокого ценового сегмента, где стоимость доставки существенно ниже стоимости самого продукта. Прежде всего, это детская бытовая техника и электроника, детская одежда и обувь, косметические товары и средства личной гигиены, детская мебель и медиа-продукция.

Минимизировать риски распространения контрафакта призван федеральный закон «О техническом регулировании», принятый еще в 2002 году. Россия фактически сделала первый шаг к подготовке страны к вступлению в ВТО путем перехода на новую систему стандартизации. Основная цель закона — обеспечение безопасности продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации и реализации. Однако действующие нормы государственного регулирования не всегда создают необходимую и достаточную правовую среду для участников индустрии.

В этих условиях вдвойне повышается роль отраслевых ассоциаций. Общественная некоммерческая организация Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), объединяющая участников рынка детских товаров и услуг, и входящий в ее состав Комитет по стандартам и качеству принимают активное участие в подготовке большинства нормативно-правовых актов и в решении вопросов технического регулирования. В конечном итоге это приводит к вытеснению с рынка недобросовестных игроков. При этом можно с уверенностью сказать, что в выигрыше останется потребитель, потому что он всегда выигрывает от конкуренции производителей.

Категория: Стиль, мода, дизайн

Дата публикации: 01.04.2014 20:57

Источник: Publishernews.ru