21 сентября выступая на заседании панельной дискуссии «Открытый регион» в рамках XI Инвестиционного форума в городе Сочи, С.Собянин сообщил, что одной из наиболее актуальных задач для Правительства Москвы в настоящее время является разработка механизмов, которые позволят включить граждан в систему управления городом. «Вчера еще сказать о том, что мы дойдем до каждого человека, его услышим, получим предложение, включим в систему управления, — это была просто сказка», — подчеркнул Мэр Москвы. Сегодня, по его словам, с помощью информационных технологий это становится реальностью. Сегодня в Москве отрыта информация по 70 тыс. объектов, которые реализуются в Москве, на общую сумму 150 млрд рублей. Сбор предложений населения и контроль за их реализацией происходят с помощью таких порталов, как «Наш город. Программа развития Москвы» , «Дороги Москвы», «Дома Москвы», где жители города могут не только получить информацию о содержании дворовых территорий и ремонте жилых домов, но и узнать, какие подрядные организации проводят работы, а также высказать свои предложения и замечания по качеству этих работ. «Если нарушено текущее содержание двора, человек может сфотографировать и отправить на соответствующий портал, высказать свои замечания и предложения», — пояснил Мэр Москвы и добавил, что регламент ответа по каждому обращению в настоящее время снижен с 30 дней до 8 дней. «Первоочередная задача — чтобы москвичи могли предлагать идеи, получать результаты и качественные услуги», — сказал С.Собянин. Мэр Москвы пояснил, что все обращения граждан выложены на городских порталах в открытом доступе, ответы на обращения дают главы управ, префекты и руководители департаментов. Следующим шагом в работе по сбору жалоб от населения станут электронные приемные депутатов, которые смогут запускать обращения, поступающие от граждан, в систему электронного администрирования.
По словам Мэра Москвы, в настоящее время от жителей столицы поступает примерно 2 тыс. предложений в месяц, более 70% от этих жалоб признается реальными и требующими реагирования, 30% устраняется в течение восьми дней. В дальнейшем динамика реагирования будет наращиваться. 60% предложений, поступивших от населения в 2011 году, вошли в программу капитального ремонта и реконструкции 2012 года. «Это реально работающий механизм», — подчеркнул Мэр Москвы.
С.Собянин сообщил, что в настоящее время в Москве в электронный вид переведено 30 услуг — в частности, выдача лицензий такси (только за два месяца пять сотрудников выдали 6 тыс. лицензий, сегодня их уже 20 тыс.) и электронная запись в поликлиники и школы. «Это позволяет оптимизировать управление и снижать коррупцию», — подчеркнул С.Собянин. По его словам, в первую ночь работы системы электронной записи в школы с ее помощью было записано 10 тыс. детей. В целом порядка 80 тыс. первоклассников было записано в те школы, куда хотели отдать их родители. Еще одним плюсом данной системы Мэр Москвы назвал то, что благодаря существованию электронной записи можно составить рейтинг популярности школ, отследив, какие из них востребованы у населения, какие — нет.
Говоря об электронной записи в поликлиники, С.Собянин рассказал, что решение этой задачи ускорено, электронная очередь уже начала действовать и заработает полностью до конца 2012 года. Записаться к врачу в поликлинику, по словам Мэра Москвы, сейчас можно через интернет, а также с помощью смартфона и установленных в поликлиниках инфоматов, через call-центр и регистратуру. С помощью электронной очереди к врачам за три месяца записалось 1,5 млн человек. «1,5 млн пользователей на 5 млн посещений, из них 40% — это электронные услуги», — отметил Мэр Москвы и добавил, что теперь через интернет можно также отследить реальную загруженность работой каждого врача.
В столице были созданы многофункциональные центры предоставления государственных услуг, которые предоставляют около 100 видов различных услуг и охватывают около 90% стандартных жизненных ситуаций. В настоящее время в Москве действует 18 МФЦ, до конца года откроется еще 46, а в перспективе вся территория города будет охвачена сетью МФЦ.
С.Собянин рассказал, что до конца 2012 года будет введен электронный атлас Москвы, где будут не только обозначены все московские учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, но и будет возможно получить дополнительную информацию об услугах, предоставляемых этими учреждениями.
По словам Мэра Москвы, в настоящее время речь фактически идет о создании новой философии управления. В частности, в настоящее время в столице введены ограничения на срок пребывания в должности главы управы: теперь в этой должности можно работать не более семи лет. «Это вполне достаточный срок, чтобы показать себя, либо будет видно, что ты просто не справляешься со своими обязанностями», — пояснил С.Собянин. По его мнению, в настоящее время сделаны первые шаги для того, чтобы изменить ментальность столичных чиновников.
Помимо этого, по словам Мэра, была создана система публичного формирования резервов, в которой участвуют общественные организации, профессиональное сообщество. Проводится независимая оценка и отбор кадров. Участвовать в конкурсе на замещение государственной должности могут все желающие.
«Главная задача нашей работы — решить проблему отчуждения людей от власти, дать возможность москвичам принять участие в управлении городом», — сказал в заключение своей речи Мэр Москвы.