Вчера вступил в силу протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО), полноправным членом которой становится наша страна. Эксперты разных отраслей, профессиональные участники рынков и даже обычные российские потребители относятся к этому шагу не без определенной доли скепсиса. Интересно, однако, что присоединение России к ВТО за океаном оценивают совсем иначе. В США утверждают, что Кремль добился крупного успеха, так как он теперь получит рычаг давления на Америку по политическим вопросам.
Обеспокоенность российских экспертов и политиков по поводу вступления страны в ВТО понятна. Уже много было сказано о том, что в результате открытия российского рынка для зарубежных производителей и их зачастую более качественных и дешевых товаров могут пострадать целые отрасли российской экономики. По оценкам экспертов, в «группе риска» сейчас находятся сельское хозяйство, машиностроение, а также фармацевтическая отрасль. Ведь они наиболее уязвимы для западных конкурентов. Но и рядовому российскому потребителю не стоит радоваться. Список продовольственных товаров, удешевления которых можно хотя бы гипотетически ждать, не велик. В него входят фрукты, крупы, мясо и лекарства. Сразу после вступления в ВТО Россия снизит ввозные пошлины на яблоки до 0,06 евро за 1 кг. Кроме того, с 23 августа будут снижены и пошлины на ввоз риса. Что касается мясной отрасли, то изменения коснутся только свинины, пошлина на которую снизится с 15% до нуля. Пошлина на молочные продукты будет снижена с 19,8 до 14,9%. Тарифы на импорт вина снизятся на 7,5% и составят 12,5%.
Несколько более радужно, с точки зрения рядового российского потребителя, выглядит ситуация в области промышленных товаров. Пошлины на них в среднем постепенно снизятся с 9,5 до 7,3%. Например, после вступления в ВТО таможенная пошлина на автомобили уменьшится до 5% с нынешних 25%. Пошлины на ввоз компьютеров и техники вообще будут отменены. Впрочем, и это снижение произойдет не сразу, а постепенно. Одним словом, поводов для бурной радости у нас вроде бы нет.
Вместе с тем вступление нашей страны в ВТО в США расценили вовсе не так, как у нас. Присоединение России к этой организации предполагает отмену всяческих дискриминационных норм в отношении наших товаропроизводителей, в том числе пресловутой поправки Джексона-Вэника, введенной еще во времена СССР, но не отмененной до сих пор. Это значит, что конгресс должен утвердить предложенный администрацией Барака Обамы для России статус наибольшего благоприятствования в торговле. Он должен быть у всех 155 членов ВТО, но запрещен для России поправкой Джексона-Вэника. Впрочем, идти на предложенную Обамой меру конгресс, где большинство составляют оппоненты президента из Республиканской партии, категорически не хочет. Свое нежелание конгрессмены объясняют постоянным нарушением Москвой прав человека, жестким подавлением оппозиции и поддержкой режимов в Сирии и Иране. Законопроект об отмене поправки Джексона-Вэника уже прошел несколько ключевых комитетов сената США. Однако американские конгрессмены по-прежнему или не хотят его принимать, или в лучшем случае увязывают его принятие со «списком Магнитского» – визовыми санкциями против российских чиновников, якобы причастных к смерти юриста американского фонда Hermitage Сергея Магнитского. В результате для всех членов ВТО Москва импортные пошлины понизит, а для США – нет. По правилам ВТО она не обязана это делать для страны, сохраняющей против нее торговые санкции.
В конгрессе сторонники жесткой позиции по отношению к Москве утверждают, что особого вреда от введения нашей страны ответных мер против американских экспортеров не будет, потому что в американском экспорте на долю России приходится лишь 0,5%. Однако сами экспортеры с «ястребами» не согласны. Вступив в ВТО, Москва обязана понизить импортные тарифы на грузовики с 15 до 5%. Если пошлины для американцев останутся на прежнем уровне, то, например, американским производителям спецтехники придется платить (в зависимости от грузоподъемности грузовиков) на 100–700 тыс. долларов больше пошлин, чем главному конкуренту – японским компаниям. Самое обидное для американцев будет то, что японцы собирают свои машины, как правило, на территории США.
По мнению эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, после вступления России в ВТО наша страна и Америка в какой-то мере поменялись местами: теперь отмена поправки Джексона-Вэника больше нужна США, а не нам. «Москва заинтересована в том, чтобы поправка Джексона-Вэника сохранялась как можно дольше, – сказал эксперт «НИ». – Даже в условиях вступления в ВТО она позволяет России формально сохранять высокие таможенные пошлины в отношении американских производителей, например, курятины, различных товаров, конкурирующих с российским производством». Впрочем, по его мнению, этот выигрыш России от вступления ВТО в любом случае временный. «Поправку в этом году вряд ли отменят в связи с приближающимися президентскими выборами в Америке, – добавил г-н Абзалов, – но вопрос, скорее всего, решится в следующем году».