Полный сбор данных о потенциальной компании-работодателе – первый и обязательный шаг на пути к любому собеседованию. Дата и история основания фирмы, сфера деятельности и конкурентные преимущества на рынке, базовые представления о персонале организации и происходящих в ней процессах – вот та информация, с помощью которой любой кадровик сможет оценить всю серьезность намерений соискателя и убедиться, что тот заинтересован работать именно здесь.
Причем собрать эти сведения гораздо проще, чем это кажется на первый взгляд. Для этого достаточно проштудировать сайт компании, почитать деловую прессу, в которой она, возможно, упоминается, и поискать отзывы в Интернете.
Кстати, последнее для кандидата особенно полезно – такие рецензии позволяют многое узнать о фирме изнутри и окончательно решить для себя, стоит ли штурмовать этого работодателя или лучше переориентироваться на кого-нибудь другого.
Чтобы максимально повысить свои шансы на успех, специалисты рекомендуют, если это позволяют доступные источники, ознакомиться с личностью самого интервьюера. У каждого рекрутера или другого должностного лица, проводящего интервью, свой подход, и если соискатель сможет вписаться в эту модель, его шансы, при прочих равных, заметно возрастут.
Впрочем, вне зависимости от подхода кадровика к манере вести собеседование, производить на него приятное впечатление лучше еще задолго до встречи. Сделать это можно в первую очередь с помощью грамотного составленного резюме и сопроводительного письма.
Поговорку «встречают по одежке» еще никто не отменял, так что, отправляясь к рекрутеру, нелишне внимательно продумать свой образ. Одежда должна соответствовать той должности, на которую вы претендуете. Строгий деловой костюм уместен не всегда, однако опрятная одежда в деловом стиле, чистые волосы и аккуратные руки обязательно произведут на потенциального работодателя положительное впечатление.
При этом как бы тщательно кандидат ни готовился к интервью и каким бы хорошим специалистом он ни был, полностью перечеркнуть все его заслуги может одна мелочь, а именно опоздание. О любой задержке необходимо предупредить. На случай возможных изменений обязательно запишите в свой мобильный телефон контактный номер компании или рекрутера.
Что же касается предметов первой необходимости, то набор потенциального сотрудника должен состоять из личного резюме, дипломов и рекомендаций, а также всевозможных языковых сертификатов и свидетельств о прохождении специализированных тренингов и курсов.
На какую бы высокую должность ни претендовал соискатель, в первую очередь он должен быть естественным. Вежливость и доброжелательность в этом случае лучшая линия поведения.
В разговорах стоит соблюдать нейтралитет. Не стоит откровенно ругать своих предыдущих работодателей. При этом объективные причины ухода лучше назвать: будь то несвоевременная выплата заработной платы или другое серьезное несоблюдение трудовых отношений. Если причина увольнения лежит на уровне личных отношений с коллективом, руководителем, компанией в целом – лучше заранее обдумать свой ответ.
Если же причина поиска нового места работы заключается в желании сменить сферу деятельности, то перед кандидатом стоит непростая задача. Ему необходимо не просто убедить интервьюера в том, что его знания и навыки соответствуют новой должности, но и в том, что потенциальное место работы – это именно та область, где ему действительно хочется развиваться.
Устраиваясь на новое место работы, не стоит забывать и о том, что любой менеджер по персоналу – это, как правило, хороший психолог, поэтому все осознанные попытки придать себе больше важности, чем есть на самом деле, и неосознанное стремление принизить себя до уровня стажера, он быстро «раскусит».
Вопреки надеждам многих соискателей редкое интервью, особенно если речь идет о хорошей вакансии, проходит в теплой и дружеской обстановке. Кадровики стараются сделать правильный выбор, всячески третируя сидящих перед ними кандидатов каверзными вопросами. «Спокойствие, только спокойствие» – вот, пожалуй, основная рекомендация, которую могут дать рекрутеры тем, кто попал на такое стресс-интервью.
«Мы вам перезвоним», – именно этой ничего не значащей, но при этом многообещающей фразой заканчивается большинство собеседований. Считается, что эти слова чаще всего означают отказ. Однако ректутеры утверждают, что окончательное решение непосредственно после встречи – большая редкость, поэтому по тону или «заключительному слову» нанимателя выводы лучше не делать.
В случае если долгожданного звонка, несмотря на истечение указанного срока, все еще нет, вполне допустимо самостоятельно позвонить в компанию и напомнить о себе.