Все чаще в экспертных и политических кругах о дефолте Греции говорят как о неизбежности. Иногда даже как о желательном событии. Весь вопрос в том, как оно произойдет: неожиданно и спонтанно или управляемо.
Теоретически, с тех пор как Греция обратилась за экстренной помощью к ЕС и МВФ (весной прошлого года), ее дефолт может произойти в любой момент, достаточно ей не успеть согласовать со своими 'спасителями' условия очередного транша. В один прекрасный день кредиторы скажут: хватит! Или греческий народ, измученный политикой затягивания поясов на референдуме проголосует за выход из еврозоны (такой вопрос уже поставлен самим президентом страны). Каждый из этих сценариев предполагает признание Греции банкротом.
Чем это грозит Греции и всей еврозоне? Прежде всего, утратой доверия рынков. Долговые обязательства Афин обесценятся окончательно, ставки по ним вырастут, новые кредиты станут неподъемно дорогими. Другие страны еврозоны тоже испытают на себе эти 'радости', хотя и в меньшей степени. Евро рухнет. Германия будет с ностальгией вспоминать свою стабильную дойчемарку. О евро как о мировой валюте можно будет забыть.
Предостерегая греческое правительство о возможности такого стихийного развития событий, многие эксперты призывают его заранее пойти на 'управляемый дефолт'. Аналитик Citibank Джиада Джиани полагает, что этот дефолт должен произойти в течение 6-12 месяцев. 'Управляемый дефолт', подразумевающий согласованную с кредиторами реструктуризацию долгов, был бы для Афин своего рода 'мягкой аварийной посадкой'. Кредиторы при этом, разумеется, лишатся части причитающихся им денег. Но если они (в первую очередь Германия и Франция) простят Греции причиненные ею убытки и прежнюю бюджетную недисциплинированность, то она вполне сможет остаться в еврозоне.
Другой, более радикальный вариант решения проблемы, предлагает известный экономист, предсказавший глобальный кризис 2008 года, Нуриэль Рубини. 'Настало время для того, чтобы Афины объявили дефолт и вышли из еврозоны', заявляет он в своем докладе. По его мнению, необходимы именно такие кардинальные меры, а не мягкая реструктуризация суверенного долга. 'Без этих шагов Греция обрекает себя на долгие годы экономической депрессии и дефляции, - считает Рубини. - Греции необходимо девальвировать свою валюту, а наличие евро не позволяет этого сделать'.
Впрочем, даже если дефолт Греции будет управляемым, его последствия окажутся довольно тяжелыми. Нахождение страны в еврозоне будет означать необходимость ее дальнейшей поддержки по причине низкой конкурентоспособности и слабого роста греческой экономики. Если же Греция покинет валютный союз, то она получит возможность существенно оживить экономику путем девальвации валюты. Но перед этим ее постигнет спад в несколько десятков процентов ВВП.
Что же касается еврозоны, то ее в любом случае ждет банковский кризис как следствие списания греческих долгов. Ведь чтобы Греция смогла свободно вздохнуть, речь должна идти о прощении ей 170-200 миллиардов евро. Многие банки Южной Европы от этого просто рухнут (в том числе, кипрские, одолжившие Греции сумму, эквивалентную полуторагодовому валовому продукту острова). Банки ведущих стран ЕС тоже получат ощутимые прорехи в балансе, из-за чего будет снижен их кредитный рейтинг, подорожают привлекаемые ими деньги (а значит, и выдаваемые кредиты).
Кстати, уже сейчас американские финансовые инвесторы неохотно кредитуют европейские банки долларами, и те вынуждены скупать их где придется, в том числе в России. А у нас из-за этого как на дрожжах растет курс доллара.
Когда дефолт произойдет, эти негативные тенденции усилятся. И нас, по всей видимости, ожидает ренессанс долларовой экономики. А еврофантики пригодятся разве что в туристических поездках по Старому Свету.