23-26 августа 2011 года в рамках программы мероприятий, приуроченных к 20-летию Содружества Независимых Государств, в Буэнос-Айресе состоялся международный научный форум ученых-гуманитариев стран Содружества Независимых Государств и Латинской Америки «Глобализация. Культура. Человек».
Организатором форума выступило представительство при поддержке Католического университета Буэнос-Айреса (Pontificia Universidad Catolica Argentina Santa Maria de los Buenos Aires), Института философии Российской академии наук и Национального Совета Аргентины по научным и техническим исследованиям (Consejo Nacional de Investigaciones Cientificas y Tecnicas, CONICET).
Исходя из решений Совета Глав государств СНГ об объявлении 2011 года Годом историко-культурного наследия, основной темой Форума стала «Социальное и культурно-историческое в национальном сознании». Особое внимание участников в ходе научных дискуссий было уделено вопросам глобализации и межкультурного диалога.
В рамках научного собрания прошли пленарное заседание по основной теме Форума и три панельные дискуссии: «Диалог культур как форма взаимодействия в глобальном мире», «Общественное развитие: механизмы, возможности, препятствия» и «Духовно-культурная составляющая формирования и развития человека».
Приветствия в адрес Форума направили: Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ С.Н. Лебедев, Исполнительный директор Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посол А.Б. Смбатян, Руководитель Россотрудничества, Специальный представитель Президента Российской Федерации по связям с государствами-участниками СНГ Ф.М. Мухаметшин, Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, Посол по особым поручениям М.Е. Швыдкой, Вице-президент Российской академии наук, академик А.Д. Некипелов, Первый заместитель Председателя Президиума Национальной академии наук Республики Беларусь, академик П.А. Витязь.
Доклады на Форум представили: Министр культуры и туризма Азербайджанской Республики Караев Абульфаз Мурсал оглы, директор Научно-методического центра по культуроведению Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики Исмаилов В.И., директор Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджанской Республики Мамед-заде Ильхам Рамиз оглы, старший научный сотрудник Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджанской Республики Гезалов Ариз Авяз оглы, директор Института философии Национальной академии наук Республики Беларусь Лазаревич А.А., заместитель директора по науки Института философии Российской академии наук Никольский С.А., заведующая сектором истории политической философии Института философии Российской академии наук Федорова М.М., главный научный сотрудник Института философии Российской академии наук Неретина С.С., заведующий отделом философии культуры, этики и эстетики Института философии Национальной академии наук Украины Быстрицкий Е.К., директор Института философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан Шамолов А.А., заведующий кафедрой логики, онтологии и теории познания Государственного национально-исследовательского университета - «Высшая школа экономики» Порус В.Н., а также латиноамериканские ученые, в том числе аргентинские - Карлос Энрике Бербеглия (Carlos Enrique Berbeglia), Карлос Оувел (Dr. Carlos Hoevel), Дульсе Мария Сантьяго (Dra. Dulce Maria Santiago), Дина В. Пикотти (Dra. Dina V. Picotti), Хуан Карлос Сканноне (Dr. Juan Carlos Scannone), Селина Мендоса (Dra. Selina Mendoza), чилийский профессор Мария Габриэла Ребок (Dra. Maria Gabriela Rebok) и уругвайский ученый Рикардо Вискарди (Dr. Ricardo Viscardi).
Особенность Форума заключалась в том, что научно-образовательная и культурная элита стран СНГ и Южного конуса получила уникальную возможность для прямого профессионального общения в области межкультурного и гуманитарного взаимодействия.
В рамках дискуссий ученые-гуманитарии отмечали, что в современную эпоху, когда сосуществует множество миров, требуется множественность опыта, подходов, точек зрения и диалога между ними. Сегодня на уровне рефлексии оформились два полюса проблемы: с одной стороны, глобализационные процессы со всем тем, что они несут в себе - информатизация, рост взаимозависимости экономик, ослабление национальных суверенитетов, прозрачные границы, распространение массовой культуры. С другой - культурные фрагментации, подменившие собой прежние социальные идентичности.
Еще несколько десятилетий назад обычной комфортной формой существования людей было пребывание в национальном, локальном и групповом обособлении. В этих же параметрах существовало и самосознание. Однако после появления Интернета и информационного сообщества ситуация кардинально изменилась. Важнейшим фактором, характеризующим общественное развитие и самосознание, стала колоссально возросшая взаимосвязь индивидов между собой на основе общего информационного пространства. Тотальность существенно потеснила локальность. Любое явление культуры осмысливается людьми в контексте современного состояния общества, который может сильно изменить его смысл. Культура сохраняет относительно неизменной лишь свою внешнюю сторону, в то время как её духовное богатство содержит возможность бесконечного развития.
«Диалог культур - это нежелание создать мир, который находился бы в некоем устойчивом состоянии, и в котором все культуры были бы одинаковы. Сегодня это просто невозможно. Диалог культур - это условие поиска такой системы ценностей, которая изменит ныне действующую стратегию развития, ориентированную на идеалы потребительского общества», - подчеркивалось участниками Форума.
Вторым вектором обсуждений являлась проблема соотношения социального и культурно-исторического моментов в национальном самосознании. Как отмечалось выступавшими, по сути, это, прежде всего проблема происхождения и становления исторического и культурного уровней, как в традиционном, так и в «инновационном», современном подходе к восприятию, а также и к воспроизводству национального и традиционно-культурного в общественных отношениях. При этом отмечалось, что мотивированная потребность в качественном преобразовании и совершенствовании всех видов социально-политических отношений в обществе является для человека вполне естественным стремлением.
«Четкое представление о самой природе способности осознания людьми своих интересов, представлений, переживаний - их самосознания, является важным фактором для их социально-культурного самоопределения», - пришли к заключению участники дискуссии.
Рассуждения в рамках третьей панели о духовно-культурной составляющей формирования и развития человека, касались двух основных тенденций исследований. Первая из них ориентирована на изучение человека в его единичном бытии, то есть индивида, имеющего физиологическую, психологическую, духовную природу. Это направление определялось как индивидуализм.
Вторая, склонная рассматривать человека с точки зрения общей для всех людей родовой сущности - природной и социальной. В ней явно доминировало стремление выявить то общее, что объединяет людей в общество.
В реальной практике исторического процесса это принимает форму ориентации западной культуры на личностное в его индивидуальном аспекте. Отсюда преобладающее утверждение идеологии индивидуально-свободной личности, обеспечивающей свои социальные права. Вместе с тем, в том мире, который называют восточным, человеческое и личностное в его цивилизационном смысле рассматривается и реализовывается как общее, коллективное. Здесь личностное не исключается ни из социальной практики, ни из теоретического исследования, но общественному перед личностным отдается безусловное предпочтение.
«Обе эти тенденции не подлежат абсолютному противопоставлению. Наоборот, в философско-теоретических разработках прослеживается достаточно четкая ориентация на их сближение. Из реальной практики очевидно, что ни личность не может существовать вне общества, ни общество без личности», - итог обмена мнениями.
Форум имел большой успех у его участников, продемонстрировав, что такая форма его проведения может стать действенным механизмом осуществления межкультурного диалога.
По материалам Российского центра науки и культуры в Буэнос-Айресе