В рамках Года историко-культурного наследия, проходящего в 2011 году в Содружестве Независимых Государств, 22 августа 2011 года в Доме России в Буэнос-Айресе состоялся круглый стол «Наука и образование в Содружестве Независимых Государств: 20-летние достижения и проблемы».
Мероприятие было организовано с целью продолжения практики проведения Россотрудничеством проектов гуманитарной тематики по теме «Межкультурный диалог - системообразующий фактор развития гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ».
Участие в работе круглого стола приняли ведущие российские и белорусские ученые-гуманитарии, представители дипломатического корпуса стран-участников Содружества Независимых Государств.
Цель собрания - возможность на основе академического подхода найти всеобъемлющие и адекватные ответы на рассматриваемые вопросы и предложить своё видение дальнейшего развития.
Приветствуя участников мероприятия, руководитель представительства Д.И. Кравцов отметил важность данного события в сфере осуществления важных мер концептуального и практического характера по дальнейшему развитию гуманитарного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств.
«Ежегодно создаются новые дополнительные возможности и инструменты развития сотрудничества в СНГ на конкретных направлениях. Разработаны и вступили в действия Стратегия международного молодежного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 и Концепции сотрудничества в сфере культуры и развития образования в сфере культуры и искусства до 2015 года. Ключевыми темами этих документов стали: развитие молодежных связей и взаимодействия в рамках Содружества, создание необходимых условий для раскрытия её творческого, образовательного, социального и духовно-нравственного потенциала. Отдельное внимание уделяется развитию науки и инноваций, чему в том числе способствует работа в рамках Международной ассоциации академий наук, направленная на развитие фундаментальной и прикладной науки в странах СНГ. Таким образом, по итогам 20-летия удалось не только сохранить, но и расширить взаимодействие стран-участников Содружества Независимых Государств в сфере образования и науки», - подчеркнул Д.И. Кравцов.
В ходе пленарного заседания заместитель директора по науке Института философии Российской академии наук С.А. Никольский отметил, что многовековая история добрососедских отношений народов стран СНГ создала основы для становления их национального самосознания. Вместе с тем, реалии XXI века требуют от народов разных стран не только мобилизации собственных внутренних ресурсов, но и обращения к интеллектуальным и духовным резервам, накопленным в процессе их совместной с народами-соседями истории.
«Признавая задачу осмысления базовых жизненных смыслов и ценностей как одну из актуальных и важнейших, её решение предполагает скоординированную совместную исследовательскую научную работу, осознание учеными своей ответственности за то, чтобы в публичных дискуссиях, в средствах массовой информации содействовать развитию интеграционных процессов в Содружестве», - подчеркнул российский ученый.
В свою очередь директор Института философии Национальной академии Республики Беларусь А.А. Лазаревич отметил, что экономический и политический кризис, который переживали образовавшиеся 20 лет назад независимые республики, углублялся и кризисным состоянием науки. Культурный плюрализм, диффузия ценностей и идеалов, стремительные социальные трансформации - все это привело к тому, что центральным в общественном сознании стал вопрос о самоопределении.
«Главной задачей ученых на тот момент являлся поиск ответа на вопросы о том, что такое национальный суверенитет и самостоятельное белорусское государство. Два десятилетия постсоветского развития Беларуси, хотя и небольшой срок, но значительно повлиявший на ситуацию с белорусской идентичностью. Если после распада СССР главным вопросом в исследованиях белорусской идентичности был вопрос «Кто мы?», то на данный момент особую актуальность приобретает вопрос о том, какими будут белорусы в новых условиях», - отметил Анатолий Аркадьевич Лазаревич.
«Сегодня Беларусь, - продолжил он, - включена в глобальное информационное, образовательное и культурное пространство. Можно по-разному характеризовать процессы глобализации, но немаловажно и то, что они часто ведут к тому, что Зигмунт Бауман (Zygmunt Bauman) обозначил как «глубокую неопределенность и «мягкость мира»: в нем всякое может случиться и все может быть сделано, но ничего не может быть сделано раз и навсегда...».
Представитель посольства Республики Азербайджан в Аргентине Бахтияр Маммадов выразил мысль о том, что в современных условиях научные элиты должны быть одновременно оплотом устойчивости и инновационного развития. «В отношении постсоветских обществ наблюдается переосмысление идеалов, ценностей прошлого обусловило поиск нового мироощущения, которое формируется в соответствии с новыми реалиями. Эпоха постмодерна - не только период переосмысления итогов западной цивилизации. Важной особенностью этого периода является «несводимость к единому основанию», гомогенизация общества, столь характерные как для модерна, так и для советского мироощущения», -заключил азербайджанский дипломат.
Заведующий кафедрой логики, онтологии и теории познания Государственного национально-исследовательского университета - «Высшая школа экономики» В.Н. Порус отметил, что в процессе сохранения и развития научного знания в России большое значение приобретает вопрос взаимоотношения традиций и новаций. Традиция занимает в науке и образовании значительное место. Ныне, в связи с процессами глобализации усиливаются и научные коммуникации - важное проявление инноваций. «От развития именно фундаментальных исследований зависит научно-технический прогресс в обществе. Кроме того, наука способствует фундаментализации и повышению качества системы высшего образования», - подчеркнул профессор В.Н. Порус.
Главный научный сотрудник Института философии Российской академии наук С.С. Неретина указала на то, что происходящая в России модернизация изменила подход к образованию и науке и предполагает формирование не только соответствующих рыночному обществу социальных, экономических и политических институтов, но и воспитание личности нового типа, способной вписаться в эти новые реалии. «Такой личности должны быть присущи черты не типичные для традиционной русской ментальности: индивидуализм, преобладание материальных ценностей над духовными, стремление к самоутверждению, честолюбие, рациональность мышления, психологическая приспособляемость к быстрым изменениям и восприятию нового, способность к принятию самостоятельных решений. Но, таковы реалии времени», - заключила российский ученый.
В завершении работы круглого стола заведующая сектором истории политической философии Института философии Российской академии наук М.М. Федорова обратила внимание участников на то, что на развитие образования и науки в странах-участниках Содружества Независимых Государств влияет сложившаяся отличная от западной модель социокультурной и политической идентификации, которая была связана, в первую очередь, с необходимостью осмысления дезинтеграции своего социокультурного пространства после распада СССР.
По материалам Российского центра науки и культуры в Буэнос-Айресе