Мировые финансовые рынки лихорадит. Известный российский экономист, президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин убежден: мы на пороге глобальных перемен, которые приведут к тому, что у нас появится совершенно другая финансово-экономическая модель.
В: Как долго будет продолжаться эта паника?
О: Если вы посмотрите на все те заявления, которые делают официальные лица, все говорят одно и то же: рейтинг не имеет никакого отношению к тому, что произошло. И формально это правда. Уже года три как рейтинги не отражают реальную ситуацию, они совершенно не показывают реальных рисков. Проблема в другом. Снижение рейтинга США – это публичное признание того, что правила игры на финансовых рынках, которые действовали несколько десятилетий, больше не работают.
Именно поэтому рынки падают. То есть причины падения не экономические, а психологические. Иначе говоря, вещь, которая была секретом, стала общеизвестной. По этой причине невозможно, исходя из экономического анализа, определить, сколько рынки еще будут падать и как долго будет продолжаться паника.
В: Некоторые западные эксперты не исключают, что понижение рейтинга США приведет к переоценке рисков во всем мире и к снижению рейтинга других стран. Есть такая вероятность?
О: Конечно же! Если начать переоценивать риски, может оказаться, что та система оценки, которая сегодня существует, то есть рейтинги, потеряет всякий смысл. Грубо говоря, в рамках сегодняшней ситуации у подавляющего числа эмитентов рейтинг будет близким к дефолту. То есть смысла в нем не будет никакого. Я считаю, что именно так и будет, потому что основная проблема современной экономики состоит в том, что прекратила свое действие модель кредитования, построенная на рефинансировании.
В: Если произойдет то, о чем вы говорите, к чему это приведет?
О: У нас будет совершенно другая финансово-экономическая модель. Но какой именно она будет – пока не ясно.
В: Как относиться к стремительному падению рубля?
О: Стремительное падение рубля связано со стремительным падением цен на нефть. Первая реакция на панику, которая сейчас царит, – это выход из перегретых спекулятивных рынков. Один из самых сильно перегретых рынков – это как раз рынок нефтяных фьючерсов.
Очевидно одно: в ближайшее время доллар будет расти. Он вообще всегда растет на панике. Соответственно рубль будет падать, он всегда идет вниз на падении нефти. Но опять же я не могу сказать, сколько это будет длиться.
В: Нынешние события напоминают весну 2008 года: тогда наш финансовый рынок тоже лихорадило. В чем тогдашняя и нынешняя ситуация похожи и в чем их отличие?
О: Суть в том, что кризис, начавшийся тогда, продолжается до сих пор. У России просто была лакуна, связанная с тем, что у нас раздули пузырь на нефтяном рынке, но сам кризис и не думал заканчиваться. Впрочем, нынешняя ситуация будет выглядеть несколько иначе, чем это было осенью 2008 года, так что тот опыт применять нельзя.
В: Пока потери несут биржевые спекулянты и те, кто вложил средства в акции. Но если декапитализация крупнейших предприятий и банков страны продолжится, очевидно, что пойдут круги по воде. Как происходящее может отразиться на простых российских гражданах?
О: Кого-то выгонят с работы, кому-то уменьшат зарплату, вырастут тарифы ЖКХ. То есть будет происходить все то же, что мы уже видели некоторое время назад и не успели забыть. Кризис он и есть кризис.