Широкий кругозор, крепкие нервы, громкий голос и физическая выносливость – вот основные качества, незаменимые в работе экскурсоводов и гидов-переводчиков. С развитием туризма в нашей стране и в мире эти профессии становятся все более востребованными.
Стать гидом-переводчиком или экскурсоводом могут представители любых специальностей и практически в любом возрасте, поэтому осмотр туристами достопримечательностей нередко происходит под рассказы бывших учителей, инженеров, врачей или офисных работников. Специального, а тем более высшего, образования эта профессия не требуется, достаточно специализированных курсов, рассчитанных на 2–3 месяца.
«Нашу профессию легкой не назовешь, – утверждает генеральный директор образовательного центра «Экстрем» Татьяна Смирнова. – Для того чтобы здесь состояться, необходимо очень много знать, быть коммуникабельным и стрессоустойчивым, постоянно следить за всеми обновлениями, касающимися выбранной тематики, и обладать широким кругозором в других сферах. К тому же эта работа требует значительных физических усилий: ходить пешком целый день, непрерывно рассказывая о тех или иных достопримечательностях и событиях прошлого, сохраняя при этом хорошее настроение и чувство юмора, тоже непросто. Учтите, здесь нет быстрых денег: для того чтобы достигнуть определенных финансовых результатов, нужно проработать не менее двух лет».
Постигать азы профессии можно как очно, так и дистанционно, при этом наиболее удобной и эффективной считается дистанционно-практический формат. Он, во-первых, позволяет изучать необходимый материал самостоятельно, в удобное для студента время, а во-вторых, предполагает интенсивную практику уже в процессе обучения под руководством опытных экскурсоводов.
Что же касается содержания теоретической части, то она более чем разнообразна. И хотя основной упор делается на историческую составляющую, без культурологических, архитектурных знаний здесь явно не обойтись. При этом, как утверждают преподаватели, грамотный экскурсовод – это тонкий психолог и где-то даже актер, чувствующий аудиторию и понимающий, что одной группе стоит рассказывать, к примеру, об архитектурных особенностях района, а другой будут более интересны легенды и предания, связанные с этим местом.
Впрочем, безупречное владение материалом – это еще полдела, экскурсовод должен обладать чувством юмора, харизмой и талантам лицедея, чтобы его рассказ, рассчитанный на час или два, смог захватить аудиторию. Так что помимо основных дисциплин на курсах учат риторике, помогающей быть более убедительным, этикету, создающему комфортную атмосферу в группе, логистике, позволяющей правильно строить маршрут экскурсии, и даже оказанию первой медицинской помощи.
По окончании обучения студенты получают свидетельство о присвоении профессиональной квалификации, с которым уже можно обращаться в Ассоциацию гидов-переводчиков, которая имеет право выдавать лицензии на проведение экскурсий в главных музеях страны вроде Кремля и усадьбы «Коломенское».
Стоимость обучения в первую очередь зависит от его продолжительности, однако ориентироваться лучше на стандартные курсы, рассчитанные на 2–3 месяца. В зависимости от выбранного учебного заведения они обойдутся в 13–16 тыс. рублей.
Прохождение курсов – это только начальный этап введения в профессию. По словам г-жи Смирновой, хороший экскурсовод должен иметь в своем арсенале не менее 20 экскурсий, а это значит, что без самостоятельных дополнительных изысканий здесь не обойтись. Однако речь не идет о том, что гид должен быть универсалом. Специалисты советуют еще на стажировке определиться со своей специализацией, чтобы в дальнейшем разрабатывать свою тему «вширь и вглубь».
Что касается дальнейшего трудоустройства, то здесь у новоиспеченных гидов проблем практически не бывает: большинство специализированных курсов тут же берут своих выпускников в оборот, пристраивая их на работу в партнерские турфирмы.
Впрочем найти себе применение грамотный экскурсовод может и самостоятельно. «В этом вопросе важно заявить о себе, – поясняет директор образовательного центра «Лингвика» Любовь Орышич. – Сделать это можно, проходя практику еще во время обучения. Кроме того, не стоит забывать, что сезон начинается где-то с февраля, и к этому времени можно обращаться в турфирмы, рассылать свое резюме и следить за вакансиями на сайтах музеев. К тому же имеет смысл оставлять свои координаты на ресепшн в отелях, чтобы останавливающиеся в них туристы имели возможность воспользоваться вашими услугами».