Вступление в силу новых правил в рамках Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, а также скорое создание Единого экономического пространства могут стать фундаментом для новой интеграционной структуры - Евразийского союза, считают российские эксперты.
В Москве 12 июля пройдет встреча премьеров стран Таможенного союза. Им предстоит обсудить ряд вопросов, касающихся сегодняшнего и завтрашнего дня этой организации. Не исключено, что речь может пойти и о более далеких перспективах.
Снятие с 1 июля нынешнего года таможенных барьеров между Россией, Белоруссией и Казахстаном уже ощутимо, хотя первые существенные результаты нового этапа развития Таможенного союза многие компании смогут ощутить уже в течение этого года, считает директор ИАЦ МГУ Алексей Власов.
С этой точкой зрения согласен генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев, по мнению которого преимущества работы в новых условиях экономические субъекты трех стран и их зарубежные партнеры смогут в полной мере оценить ближе к зиме. 'Даже в период ожидания нововведений товарооборот между странами, входящими в Таможенный союз, значительно увеличился. С начала года этот показатель в отношениях между Россией и Белоруссией увеличился более чем на 140%. И это, несомненно, имеет прямое отношение к новым таможенным правилам', - сказал он.
Выгоды Таможенного союза не сводятся к выгодам отдельных отраслей экономики, полагает, в свою очередь, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
'Таможенный союз создает более благоприятные условия для кросс-страновых переливов капитала и рабочей силы, что, безусловно, явится мощным фактором экономического и социального развития', - отметил политолог. По его словам, одним из важных факторов станет существенное расширение сферы конкуренции, что, в конечном счете, также окажет позитивное влияние на общеэкономическую динамику.
Генеральный директор Фонда эффективной политики Кирилл Танаев считает, что действие Таможенного кодекса и функционирование единой таможенной территории в масштабах стран, входящих в ТС, 'многие уже ощущают, потому что теперь, например, границу с Казахстаном можно беспрепятственно пересекать, не заботясь о таможенном оформлении грузов'.
'Это уже почувствовали российские и казахстанские граждане, и, по-моему, это здорово не только для бизнесменов, но и для простых людей', - сказал он.
Значимость новых правил ощущают и другие участники внешнеэкономической деятельности. 'Отныне, чтобы перевезти груз через единое таможенное пространство, к примеру, из Китая в Европу, надо оформить его только на входе - в Казахстане, и на выходе - на белорусско-польской границе. И это является делом уже обыденным', - отметил Танаев.
Среди наиболее актуальных проблем Таможенного союза и формирования ЕЭП Танаев выделил неурегулированность законодательства стран-участников. 'Сформирована базовая система договоров, определяющая взаимоотношения стран внутри того же Таможенного союза, но в каждом из государств существует масса подзаконных актов (их количество достигает 900), которые необходимо унифицировать, привести к общему знаменателю', - подчеркнул он.
По его словам, немало предстоит сделать и в рамках приведения в соответствие административных и иных процедур, согласования вопросов судебных и арбитражных споров. Он не исключил, что на встрече премьеров трех стран в Москве будут подниматься также вопросы перечисления таможенных платежей. При этом Танаев полагает, что уже через полгода трем странам придется столкнуться с теми же проблемами и по линии ЕЭП.
'Главной, проблемой ЕЭП является существенное различие структур наших экономик, объемов иностранных инвестиций, и уровня жизни', - соглашается Журавлев.
Говоря об идее президента Казахстана Нурсултана Назарбаева вслед за Таможенным союзом и ЕЭП создать некий аналог Евросоюза - Евразийский экономический союз, политологи отметили, что пока трудно говорить о структуре, масштабах и задачах такого объединения.
'Но идея эта продуктивная и здравая. И если будет политическая воля, то подобный союз на постсоветском пространстве может появиться. Таможенный союз и ЕЭП могут в этом смысле стать некими этапами экономической интеграции на совершенно новой основе', - отметил Михеев.
По словам Власова, объединение необходимо в том числе, чтобы эффективно противостоять мировому кризису.
'Есть определенные симптомы начала новой фазы 'недомогания' глобальной экономики и эти смутные времена надо встретить, соединив наш потенциал. Пока этому может мешать психология - опасения, что любая интеграция приведет к формированию зависимости меньших по объему экономик от более крупных', - подчеркнул эксперт. По его словам, моделью отношений в новом объединении может стать партнерство Москвы и Астаны, которые 'четко осознают взаимные мотивы'.
'Вот такой тип отношений и следует брать за основу многостороннего диалога в рамках Евразийского проекта. Избавившись от фобий, нам будет много легче строить прагматичные и взаимовыгодные отношения', - отметил Власов.
Танаев, также считает, что идею создания Евразийского экономического союза, сегодня наиболее активно продвигают Россия и Казахстан. 'Хотя, безусловно, пальма первенства и само название принадлежат Нурсултану Назарбаеву - здесь никто спорить не будет', - добавил он, подчеркнув, что уже сейчас 'все больше говорят не именно об экономическом, а просто о Евразийском союзе, имея ввиду, что экономическая основа этого объединения практически подготовлена - это ЕЭП в составе России, Белоруссии и Казахстана, или даже шире - ЕврАзЭС'.
Очертания возможного объединения, считает эксперт, пока не очень понятны, но в него могли бы войти крупнейшие экономики. Он не исключил вхождение в него Украины, ряда стран Центральной Азии и Закавказья. 'Но тут вопрос, возможно, будет стоять так: войдут не те, кто хочет, а те, кто могут и кого возьмут', - заключил Танаев.