Сектор малого и среднего предпринимательства играет ведущую роль в социально-экономическом развитии Великобритании, производя ежегодно свыше 48% ВВП страны и обеспечивая работой 14,6 млн человек. За последние 5-7 лет важнейшей особенностью национального сектора МСП является постепенное развитие предпринимательской активности, сопровождаемое ростом количества индивидуальных предприятий (без наёмных работников) и самозанятости. Это способствует привлечению к экономической деятельности множества людей, которые по разным причинам не могут работать на регулярной основе в качестве штатных сотрудников. Прежде всего это относится к молодёжи и студентам, женщинам с малыми детьми, инвалидам, ремесленникам и представителям свободных профессий (литераторы, художники, дизайнеры, программисты и др.). Развитие самозанятости, содействуя совершенствованию деловой среды, одновременно служит блестящей практической школой для молодых предпринимателей. Это ведёт к образованию динамичного рынка стартующих малых предприятий с высоким уровнем вхождения в новые виды деятельности и вытеснением менее эффективных старых предприятий.
Стартующие и новые малые предприятия (в возрасте до 3-4-х лет) служат наиболее активными источниками инноваций, конкурентных возможностей и новых идей, одновременно создавая больше рабочих мест, чем действующие предприятия. Это способствует росту конкуренции на существующих рынках благодаря стремлению новых малых предприятий поднять свою долю продаж, чем понуждают действующие предприятия защищать свои позиции внедрением инноваций и освоением новых продуктов.
Новые малые предприятия создают условия для развития местной экономики, способствуют расширению сферы услуг и обеспечивают создание до 85% новых рабочих мест, сокращая уровень безработицы. Около 50% новых малых предприятий с числом занятых от 10 до 49 человек вовлечено в инновационную деятельность и играют ключевую роль в распространении новаций и высоких технологий. При входе на рынок новых малых предприятий происходит оздоровление рыночной среды, что приводит к росту производительности труда на 20-40% в течение каждых 5 лет. Таким образом, существует прямая зависимость между уровнем предпринимательской активности новых малых предприятий, создающих множество рабочих мест, и их возрастающей потребностью в притоке квалифицированных трудовых ресурсов, которые будут способствовать росту национальной экономики.
В настоящее время складывается ситуация, когда динамичному развитию новых малых предприятий в значительной степени препятствует слабая подготовленность молодёжи к трудовой деятельности, в том числе в сфере предпринимательства, т.к. она сталкивается с повышенными трудностями при найме на работу и при организации собственного предприятия в связи с недостаточным уровнем квалификации или отсутствием практического опыта работы. Это во многом обусловлено тем, что в течение длительного времени в системе образования Великобритании мало уделялось внимания идеологической, психологической, профессиональной и практической подготовке учащихся к трудовой деятельности, в том числе в сфере предпринимательства.
Социологические исследования показали, что 85% молодёжи положительно оценивают идею создания собственного бизнеса, однако этому препятствует недостаток знаний о предпринимательстве, отсутствие профессиональных навыков и практического опыта. Опросы взрослого населения страны показали, что только 12% собираются заняться предпринимательством, из них 6% были намерены открыть своё дело в ближайшие 1-2 года, а спустя 12 месяцев оказалось, что только 1% из них действительно стали предпринимателями. Наибольшая предпринимательская активность наблюдается у лиц в возрасте 35-44 лет с высшим образование или с высокой профессиональной квалификацией. Из этого видно, что наибольшим потенциалом для дальнейшего развития МП в стране является молодёжь и лица с высшим образованием и хорошей профессиональной подготовкой в возрасте до 44 лет.
При дальнейших исследованиях оказалось, что среди лиц, желающих заняться предпринимательством 1/3 не знает, как получить необходимые финансовые ресурсы. Ещё 1/3 не обладает достаточными знаниями в законодательстве и не могут разработать бизнес-план, оставшаяся 1/3 осознает недостаток опыта в маркетинге, бухучете, логистике и других видах деятельности, так необходимых в предпринимательстве.
Приведённые данные указывают на то, что уровень знаний и профессиональных навыков, полученных в национальной системе образования, не соответствует требованиям рынка труда. Это усугубляется безынициативностью и слабой мотивацией молодёжи к самостоятельной трудовой и предпринимательской деятельности. Сложившаяся ситуация препятствует развитию малых предприятий, т.к. для успеха в современной деловой среде необходимо обладать предприимчивостью и настойчивостью, нужно уметь преодолевать возникающие трудности и творчески решать возникающие проблемы, уверенно двигаясь к намеченным целям. В этой связи в обществе постепенно возникало мнение о необходимости реформирования традиционной системы образования с целью развития личной инициативы и культивирования основных предпринимательских качеств у учащихся наряду с обретением ими профессиональных знаний и практического опыта работы. Это подтверждается выводами Дюрхамского Университета о необходимости на всех этапах обучения, от начальной до высшей школы, одновременно с изучением обязательных предметов развивать у учащих ряд личностных качеств и способностей, обеспечивающих успешность в предпринимательской деятельности. Это возможно только на основе глубокого осмысления сущности предпринимательства и процессов развития бизнеса. Вот почему у всех категорий обучаемых необходимо развивать инициативность и предприимчивость в любых жизненных ситуациях в сочетании с умением принимать самостоятельные и ответственные решения на основе личного опыта, интуиции и предпринимательских навыков.
Наряду с этими качествами нужно развивать способности к оценке возможных рисков при принятии эффективных решений и к гибкому реагированию на изменения в рыночной ситуации, а также к стойкости в случае возможных неудач. Систематическое развитие этих качеств позволит придать молодёжи уверенность в своих силах и в возможности создания собственного успешного дела сейчас или в будущем. Важность совершенствования системы образования обусловлена необходимостью воспитания духа предпринимательства с раннего возраста при одновременном практическом обучении различным специальностям.
При этом эффективность учебных программ должна оцениваться по уровню практических навыков, способности предвидеть возможные ситуации и соответственно на них реагировать, а также умению приспосабливаться к рыночным изменениям. Было признано целесообразным на всех этапах школьного и профессионального обучения давать общие представления о предпринимательстве, развивать в учащихся такие качества, как предприимчивость, ответственность и коммуникабельность. Специальные бизнес-ориентированные предметы должны стать обязательными составляющими учебных программ старших классов средних школ, профессиональных училищ, колледжей и вузов.
Обучение молодёжи предпринимательству должно происходить в реальной среде, где учащиеся самостоятельно выбирают цели, решают проблемы и, при необходимости, идут на риск для достижения намеченного результата, беря на себя ответственность за свои действия. При этом необходимо всячески стимулировать и поддерживать предпринимательские устремления среди учащихся и соответствующим образом повышать квалификацию преподавательского состава в вопросах обучения предпринимательству.
Материал подготовлен Информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства.