Проект партии «Единая Россия» «Народный контроль» стал предметом обсуждения на заседании Государственно-патриотического клуба Всероссийской политической партии «Единая Россия», прошедшего 20 сентября в здании клуба в Газетном переулке.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, руководитель партийного проекта «Народный контроль» Ирина Яровая сообщила, что проект «Народный контроль» реализуется с целью мониторинга исполнения закона о торговле и предотвращения дискриминационных практик по отношению к российским производителям сельскохозяйственной продукции со стороны торговых сетей.
«Проект стартовал практически во всех регионах страны. Проводится мониторинг цены и качества поступающих в сети товаров – как отечественных, так и импортных. Мониторятся как товары, произведенные в регионе, так и завезенные со стороны», - пояснила И.Яровая.
Проект призван сформировать основы «новой предпринимательской этики» в российском розничном бизнесе, выстроить нормальные договорные отношения производителя и продавца. Партнерами проекта являются Союз пенсионеров, Союз потребителей России, «Молодая гвардия», представители бизнес-сообщества.
«Разброс цен на одни и те же товары, как показал наш мониторинг, огромен даже на соседних улицах, в соседних магазинах, не говоря уже о городах и регионах. Результаты мониторинга регулярно вывешиваются в Интернете. Надеемся, что вскоре к проекту подключатся региональные СМИ, чтобы потребитель знал, к какому продавцу ему лучше идти за покупками», - продолжила И.Яровая.
Мониторинг, по ее словам, показывает, что далеко не все, как уверяют представители торговых сетей, зависит от поставщиков: имеет место произвол со стороны торговых сетей в области торговых наценок.
«Гречка в московских магазинах, расположенных на соседних улицах, стоит от 40 до 112 рублей. Чем это можно объяснить? Отдельные наценки, судя по мониторингу Санкт-Петербурга, где представительство сетей наибольшее в России, достигают 500%. Два года назад в Туле какой-то массовый психоз заставил граждан скупать соль, которую до сих пор никто не может съесть. «Гречневый психоз» мало-помалу перекидывается на Украину, и это позволяет нам говорить о том, что экономический фактор в данном случае, мягко говоря, не лидирует - всё дело в продавцах», - считает И.Яровая.
Ценовые политики, а вследствие этого и позиции малого и среднего розничного бизнеса и торговых сетей в Тамбове, например, сильно разнятся. Ситуация требует единой федеральной политики в связи с вводом новых дискриминационных практик торговыми сетями в обход закона о торговле.
«Некоторые торговые сети не заключают договоров с производителями, другие не покупают у них «социальный хлеб», третьи занижают объем поставок, чтобы брать 10%-ную премию. Это должно стать предметом рассмотрения Федеральной антимонопольной службы», - указала И.Яровая.
Она призвала к выработке типового договора, противоположного тому, который предложил глава X5 Retail Group Михаил Сусов, исключающего самовольные штрафы производителей со стороны торговых сетей.
«На всей территории Северного завоза почему-то повышение цен минимально. Отговорки торговых сетей насчет того, что новый урожай достался с большими издержками, не помогут: нам известно, что торговля в основном сейчас идёт старым урожаем», - заключила И.Яровая.
Генеральный директор ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» Михаил Попов напомнил, что раньше, до вступления в силу закона о торговле, цена товара формировалась договорной ценой и разнообразными надбавками торговых сетей.
«Сегодня ситуация принципиально не изменилась: леность сетевых менеджеров заставляет их взимать те же самые надбавки за счёт мифических «маркетинговых выплат». Очевидно, что налоговая служба спросит с производителя, какая именно услуга была ему оказана на данную сумму, а производитель ничего не сможет ответить и будет обвинен в недобросовестном предпринимательстве. Рост цен, надо заметить, от последствий засухи уже не зависит», - предупредил М.Попов.
Председатель Профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации Наталья Агапова заверила, что ни один собственник-производитель изначально цену не завышает, поскольку заинтересован в том, чтобы его производство работало.
«Производителю выгодно продавать товар по разумной цене. Оптовые поставки от крестьян не зависят, и потому в некоторых регионах оптовые цены… выше розничных», - сообщила Н.Агапова.
Если производитель и повышает цены, то по причине повышения тарифов на энергоносители и из-за кредитного давления.
«Мы подключимся к проекту «Народный контроль» в ближайшее время, поскольку крайне заинтересованы в том, чтобы снять с себя любые подозрения в задирании цен», - заключила Н.Агапова.
Заместитель Министра промышленности и торговли Станислав Наумов обратил внимание на предусмотренную в законе о торговле (статья 12) возможность заключать отраслевые договоры между производителями и продавцами на базе Минсельхоза, которой некоторые отрасли розницы уже воспользовались.
«В ближайшее время мы получим данные из Общественного совета Минсельхоза о том, готовы ли отраслевые союзы к заключению соглашений на фоне начала договорной компании 2011-го года. Объективных оснований для паники на потребительском рынке сегодня нет. Слабым звеном – или, если угодно, terra incognita, является оптовая торговля», - считает С.Наумов.
По его словам, в эту пятницу в Госдуме РФ будут представлены плановые поправки к закону о торговле, расширяющие полномочия местных властей по организации ярмарок. Это улучшит свойства товаропроводящей сети.
«Важно обратить внимание прежде всего на малые и средние предприятия розничной торговли – им придётся тяжелее всего», - заключил С.Наумов.
Член Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству, председатель Федеральной комиссии партийного проекта «Народный контроль» по Центральному федеральному округу Виктор Звагельский сообщил, что в большинстве торговых точек, попавших под мониторинг, гречка отсутствовала как таковая, причем чаще в крупных торговых сетях.
«К сожалению, мелкие розничные точки ориентируются на цены крупных сетей, так как боятся, что если начнут дисконтировать, то разорятся, не выдержав конкурентной борьбы, и эту психологию надо менять. Лазейки в законодательстве остаются. Здесь и якобы рекламные издержки сетей, и прямое давление на производителя. Наш мониторинг поэтому будет публичным и покажет обществу, кто завышает цены», - заявил В.Звагельский.
Директор ЗАО «Совхоз им.Ленина» Павел Грудинин полагает, что ничего принципиально с принятием закона о торговле не изменилось: договоры совхоза с фирмами «Новый Импульс» и «Гипер Глобус» содержат наценки на товары в виде премий – на 11,5% и 12% соответственно.
«Лучше не стало, потому что мы не сделали главного – за нарушение закона о торговле не предусмотрено никаких наказаний. Схема работы сетей с поставщиком осталась прежней – или соглашайся на наши условия, или выпадешь из сети. Даже крупные поставщики не рискуют бороться с этой схемой, что же говорить о мелких?» - посетовал П.Грудинин.
Отраслевые союзы ничего, по его мнению, не изменят в сложившейся ситуации, потому что договоры производителя с продавцом являются договорами «овцы с волком».
«Надо проверять всю цепочку, считать торговый баланс по каждому товару, чтобы выяснить, кто делает наценку. Сегодняшняя система стимуляции производителя может быть названа симуляцией стимуляции. В Советском Союзе при возникновении молочного кризиса за сдачу молочного скота на мясо сурово карали, а за каждый лишний литр сданного государству молока платили в полтора раза дороже, и это была реальная стимуляция», - напомнил П.Грудинин.
Он привел в пример западный опыт – установление ценового коридора и договорным порядком отрегулированное поступление половины денег от выручки в карман производителя.
Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский сообщил, что на договор РЗС о фиксированной цене с Союзом производителей растительных масел ФАС наложил запрет, и на каждый договор с фиксированной ценой будет накладывать запрет в соответствии с действующим законодательством.
«Занятно вышло с гречкой – потребляем от силы 500 тыс. т в год на 10 млрд рублей. Рис вдвое дороже и потребляется его в два раза больше. В 2009-ом году гречки было 600 тыс. т, в 2010-ом – 450 тыс., с учетом того, что 300 тыс. т соберут на Алтае. Тогда и цена, надо думать, упадёт. На 1 августа 2010-го года запасов гречки было 49 тыс. т, в 2009-ом – 57 тыс. т. Но в ответ на политику закупающих и фасующих компаний производитель сокращает площади под гречиху – ее просто невыгодно производить. Цены на нее в принципе будут повышаться», - предвидит А.Злочевский.
Постоянное административное давление на цену не приводит, по его словам, ни к чему хорошему.
«Боремся с ценами, а не с бедностью производителей. Результат налицо. А нужно создавать стабильное производство, тогда и цены будут стабильными. Поддерживать доходность, обеспечивать залоговые закупки, которые сейчас не работают, а главное – сохранять доходы в кармане производителя, которые тут же вынимают из его карманов энергопоставщики со своими тарифами, а также производители сельскохозяйственной техники и удобрений», - заключил А.Злочевский.
Ему возразил заместитель председателя Комитета по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Совета Федерации ФС РФ, член совета директоров Росптицесоюза Сергей Лисовский.
«Надо регулировать распределение маржи, не верхнюю цену, а торговую наценку. Государство еще ничего не регулирует, и это, похоже, всех устраивает, прежде всего торговые сети, но не сельхозпроизводителя», - заявил С.Лисовский.