Эксперты отмечают, что современные дети все сильнее стремятся к самостоятельности и нередко могут зарабатывать больше отцов.
Семнадцатилетний житель Самары предпочитает, чтобы к нему обращались по имени-отчеству. Ярослав Алексеевич имеет на это полное право: несмотря на юный возраст, он уже успел создать собственную мини-империю по раскрутке сайтов. «Начал я в десятом классе с самых азов: создавал веб-странички, – рассказывает Ярослав. – Потом я решил заняться дорвеями, т.е. сайтами, единственное предназначение которых – привлекать тысячи пользователей на веб-странички заказчиков. Дело оказалось достаточно прибыльным, особенно востребованы консультации». Родители к деятельности сына относятся вполне адекватно, да и на учебу и общение с друзьями работа не влияет. Словом, юному бизнесмену ничто не мешает и дальше продвигаться по карьерной лестнице.
Просторы Интернета – настоящий клондайк для школяров. Доступ к Сети есть сегодня практически в каждой семье, рабочий график не строгий, требовательного руководства нет, равно как и дискриминации по возрастному или половому признаку, а деньги в виртуальном пространстве можно заработать реально неплохие – от 50 до 400 долларов в месяц.
К примеру, фанаты социальных сетей могут ненавязчиво рекламировать определенные продукты в дискуссиях, за каждое удачное «впаривание» обычно полагается от 30 до 50% стоимости товара. Некую сумму можно получить за регистрацию в разных сервисах, создание и наполнение групп в социальных сетях или имитацию бурной дискуссии на форумах. Юным блоггерам предлагается подработать на написании рекламных статей, а также размещении ссылок и баннеров в собственном дневнике.
«Чистый доход – 700 рублей в неделю, трачу на «клики» не больше получаса в день, – делится ученик девятого класса одной из столичных школ Андрей Выжигов. – Деньги я перевожу на отцовскую карточку, накопится большая сумма – сниму».
Многие школьники предпочитают извлекать выгоду из привычных занятий. Например, неплохо идет торговля рефератами и докладами. «С восьмого класса у меня половина класса «домашку» списывает, но только в прошлом году я задумался, почему бы не получать за это деньги, – говорит ученик одиннадцатого класса одной из столичных гимназий Дмитрий Колесников. – Скооперировался с друзьями из параллельных классов, теперь вот убиваем нескольких зайцев. Узнаем много чего нового, родители такой работой довольны, да и вопрос с карманными деньгами решен».
Но самый шикарный способ соединить приятное с полезным – заработать на ролевых играх в Сети. «Можно по полной снабдить своего персонажа оружием, обмундированием и даже запасными жизнями, а потом продать его на интернет-аукционе, – поделился с старшеклассник Алексей Ламцов. – Недавно с другом так заработали 25 тысяч рублей, правда, пришлось трудиться над персонажем посменно круглые сутки. Так же можно добывать и продавать редкие артефакты в той или иной игре».
Если построить виртуальный бизнес не получается, то можно попробовать себя в бизнесе реальном. И это совсем не обязательно будут популярные, но банальные должности курьера, промоутера или раздатчика листовок. Можно поработать интервьюером, няней, репетитором малолетних оболтусов, «прогульщиком» соседских собак, уборщиком в ЗАГСах после свадеб.
Сезонный спрос возникает на услуги креативных школьников, которые пишут сценарии для детских праздников или работают там аниматорами. Можно устроиться барменом, правда, работать несовершеннолетним разрешено только с безалкогольными напитками и строго ограниченное время.
Есть и более экзотичные варианты. «К моим друзьям и многочисленным родственникам периодически приезжают гости из-за рубежа, – рассказала 15-летняя Светлана Пашнина, ученица одной из столичных школ с языковым уклоном. – У меня английский и французский – любимые предметы, и Гиляровский – кумир детства. За 500 рублей в день я показываю туристам основные достопримечательности, плюс вожу в один музей на выбор – билеты оплачивает гость. А за тысячу рублей я сопровождаю прогулку подробным рассказом о встреченных памятниках, добавляя к истории и городские байки».
Психологи рекомендуют приучать детей к понятиям «работа» и «зарплата» аж с полутора лет. «Именно с этого возраста до пяти лет у маленькой личности идет этап формирования воли, – пояснила психолог Светлана Крисько. – Очень важно не подавить ее, дать возможность ребенку набить свои шишки, в то же время не поддаваться на истерики с требованиями купить сотую и совершенно ненужную игрушку».
Какая бы профессия ни была выбрана, труд в любом случае пойдет школьникам на пользу. «Дети не только заработают свои первые деньги, а, значит, научатся их ценить, но и станут более коммуникабельными, уверенными в себе, самостоятельными, заблаговременно пройдут процесс адаптации к взрослой жизни, – рассказала заместитель председателя комиссии Общественной палаты по образованию и науке Любовь Духанина. – У них исчезнет страх перед жизнью после выпускного бала, того, что они будут сидеть на шее у родителей».