В Приморском крае в рамках реализации программы поддержки субъектов малого бизнеса проходит ряд бесплатных семинаров для руководителей малых предприятий. Организатор семинаров - ООО «Бизнес Палата». Последний такой семинар прошел на прошлой неделе во Владивостоке.
Предприниматели из разных районов края в течение трех дней постигали науку управления. После завершения семинара «Золотой Рог» поинтересовался у бизнес-тренера Александра Труся, как он оценивает уровень знаний у местных предпринимателей.
В.: Александр, вы прививаете управленческие навыки владельцам малого бизнеса по всей России. Уровень знаний наших предпринимателей отличается от мастерства их коллег в других регионах?
О.: Я в Приморском крае уже в шестой раз. Уровень управленческих навыков и знаний растет. Есть желание учиться и постигать те аспекты управленческой науки, о которых несколько лет назад мало кто задумывался. Портрет предпринимателя в сфере малого бизнеса не сильно меняется. Как правило, это семейный бизнес. Руководитель бизнеса является и учредителем. Поэтому он старается все делать сам. Он мало кому доверяет, не умеет делегировать полномочия. Часто многие важные решения принимаются интуитивно. Но на каком-то этапе возникает провал. Бизнесмену порой не хватает знаний в сфере маркетинга или финансов. Да и ставить задачи перед подчиненными они не всегда умеют. На каждом семинаре мы проводим командные игры, моделируем разные рабочие ситуации. Руководители до семинара уверены, что их стиль руководства безупречен. После семинара начинают задумываться, что, возможно, им необходимо что-то поменять в структуре управления своим бизнесом.
В.: Многие консультанты по бизнесу говорят, что бизнесом должен управлять наемный менеджер. В то же время малый бизнес не может позволить себе нанять грамотного управленца - это слишком дорогое удовольствие. В итоге предприниматель все делаем сам, доход предприятия не растет, и многие субъекты бизнеса уходят с рынка, так как не выдерживают конкуренции. Какая стратегия правильная? Все делать самому или следовать советам консультантов и нанимать профессионалов?
О.: Рецепта успеха в бизнесе нет. Личные качества предпринимателя - это залог успеха. Когда компания только выходит на рынок, умение быстро принимать решения выходит на первый план. Конкуренция в малом бизнесе жесткая. В одной нише могут работать десятки компаний. Допустим, предприятие закрепилось в какой-то из ниш. Есть стабильный доход, растет база клиентов, продукт, выведенный на рынок, стал востребованным. Но потом начинает не хватать знаний. Отсюда и стремление эти знания получить. Пусть они будут порционными. Вначале один тренинг, потом другой. Компания растет, и появляется желание взять наемного работника.
Руководитель понимает, что снижается эффективность его работы, потом он осознает нехватку личного времени. Правильно, что он вначале все делает сам. Правда, потом это вылезает в психологическую проблему. Как это так, я раньше все делал сам. Устанавливал цены, решал, кому и по какой цене реализовывать продукт. Кому давать скидку, а кому не стоит. Но на определенном этапе это уже вред для бизнеса. Не хватает времени на анализ рынка и определения правильной цены, нет времени на выработку маркетинговой стратегии. Примеров много. Итог один - бизнес не развивается. Поэтому часть моих тренингов затрагивает именно этот психологический аспект. Мало кто может осознать, что он уже стал тормозом для компании, которую взрастил собственными руками.
В.: Чтобы начинающий субъект малого бизнеса добился успеха, он должен создать команду. Родственные связи не гарантируют успех, а отношение наемного работника к предпринимателю часто негативное. Как в этой ситуации сформировать свою команду, нацеленную на результат?
О.: Малый бизнес очень часто стремится прибегнуть к административному ресурсу. Просто и выгодно. Выиграл тендер, заработал денег. В рынке работать сложнее, там своя конъюнктура. В своей книге «Я как все» предприниматель Олег Тиньков рассказывает, что до сих пор гордится тем, что не прибегал к административному ресурсу, а искал новые ниши на рынке. И самое главное в том, что он заражал идей своих людей. Поэтому успех будет у вдохновившего тех, кто с ним работает. Более того, работники должны четко понимать, что они должны делать и какая им от этого выгода. Это системы мотивации. Они приходят в малый бизнес и успешно работают. Даже если в компании всего 5 человек, необходимо определить мотивацию для каждого. Конечно, сложно найти людей, которым можно доверять. Сложно найти тех, кто способен принимать решения и готов нести за них ответственность. Надо брать и растить этих специалистов и стараться сразу подумать, как сделать так, чтобы они не уходили из компании.
Если затрагивать этическую сторону отношения предпринимателя и работника, то репутация даже в малом бизнесе много стоит. Поэтому тот, кто пришел в бизнес надолго, должен платить людям. Но бывает и другая сторона медали. Сотрудники часто пытаются что-то прикарманить, где-то схитрить, обмануть.
В.: Где точка приложений усилий малого бизнеса? Это сфера ЖКХ, торговля, услуги, туризм?
О.: В принципе, во всех сферах экономики малый бизнес востребован. Есть, правда, региональные особенности. В каком-то регионе можно и нужно производить товары народного потребления, в других лучше выбирать торговую деятельность. У вас в Приморском крае можно работать во всех направлениях. Регион в стадии бурного развития, значит, не стоит упускать своего шанса.