Карта от Ренесанс

Малый и средний бизнес не хочет брать кредиты?


Заполнить онлайн заявку!

Клиентская аудитория из категории 'малый и средний бизнес' отказывается от кредитов. Почему это происходит, и будет ли переломлен негативный тренд? Об этом шла речь на состоявшейся онлайн-конференции Bankir.Ru с участием представителей ведущих российских банков и участников рынка.

Заместитель председателя правления АКБ 'Инвестторгбанк' Сергей Лягин поделился мнением: 'Почему? Так как велик уровень опасений в успехе кредитуемого мероприятия в кризисный период. Все же нельзя говорить о том, что кризис миновал. По многим направлениям спрос ниже докризисных уровней. И потребитель, и производитель заняли осторожные позиции 'меньше, но надежнее'. Полагаю, что это уже больше психологический, нежели экономический момент. Постепенно это пройдет и начнется новый виток. Кстати, с обеих сторон (и кредиторов, и заемщиков) кто быстрее начнет – тот больше заработает. Главное раньше всех 'и выйти'. Вот рассчитать бы только когда'.

Начальник управления по работе с корпоративными клиентами Банка БФА Георгий Кабаков отметил: 'Основными причинами можно назвать следующие факторы. Во-первых, достаточно высокие процентные ставки, во–вторых, обязательные условия по залогу (как правило, у МСБ нет ликвидных залогов, которые могут выступить обеспечением по кредиту). Еще одним фактором является недостаточная финансовая грамотность, т.е. порой предприниматели не понимают условия получения кредита и то, как использовать полученные кредитные средства. Кроме того, зачастую компания не готова раскрыть полную информацию о своей деятельности, а это также является обязательным условием. Что касается изменения ситуации в будущем, то, как мне кажется, ситуация будет меняться, т.к. банки все больше стараются донести до МСБ преимущества кредитования, разрабатывают различные программы кредитования, при этом усиливается поддержка МСБ со стороны государства и, в конце концов, МСБ - это тот сегмент, который в обозримом будущем будет стремительно развиваться и пользоваться спросом у банков'.

Генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин считает, что ситуация изменится, когда будут преодолены некоторые последствия кризиса: 1) обанкротятся все, кто набрал слишком много кредитов; 2) появятся прецеденты привлечения к ответственности тех, кто уклоняется от погашения задолженности; 3) восстановится доверие к оценке активов. Все перечисленные моменты важны для восстановления доверия между кредиторами и заемщиками. Высокая степень недоверия в настоящее время мешает кредитованию МСБ: заемщики боятся предоставлять обеспечение по заниженной оценке, а кредиторы, видя волну управляемых банкротств, перестраховываются с обеспечением.

Директор по информационной политике и связям с общественностью ОАО 'Альфа-Банк' Леонид Игнат не согласен с утверждением, что клиенты категории малый и средний бизнес не хотят брать кредиты. 'Хотя динамика и сократилась, что связано с некоторой неуверенностью в развитии общеэкономической ситуации в стране. Клиенты, не будучи уверены в том, что спрос на их продукты или услуги будет увеличиваться, естественно ведут себя осторожнее. Соответственно, если глобальная экономическая ситуация, от которой зависит и ситуация в России, изменится и экономика начнет расти, то спрос на данные кредиты со стороны предприятий МСБ, безусловно, вырастет', - сказал Л.Игнат.

Председатель правления ЗАО 'КБ ОТКРЫТИЕ' Василий Заблоцкий уверен в том, что категоричная формулировка не отражает реальной ситуации на рынке. 'Нам, как активному игроку рынка кредитования малого и среднего бизнеса, она видится иначе. И этому есть объективное подтверждение: по данным нашего банка, во II квартале 2010 года предприятия данного сегмента активизировались. Мы в банке 'Открытие' наблюдаем приток таких клиентов. За предыдущие три месяца кредитный портфель банка 'Открытие' в сегменте малого и среднего бизнеса вырос в более чем в 2 раза, в абсолютной величине объем выдачи во 2-м квартале составил 999 млн рублей. Мне кажется, что этот показатель явно подтверждает тот факт, что бизнесу нужны деньги, и он готов их брать. При этом я соглашусь с тем, что предприниматели анализируют рынок, очень пристально следят за рыночной конъюнктурой, выбирая те банки, которые максимально гибко подходят к заемщикам и предлагают наиболее привлекательные процентные ставки', - отметил Василий Заблоцкий.

Генеральный директор консалтинговой компании 'Финист' Михаил Смирнов рассказал: 'Стратегии малых и средних компаний построены на новых возможностях, которые открываются в основном благодаря росту рынка и только во вторую очередь благодаря усилиям собственников и менеджеров. В крупных компаниях стратегии ориентированы в большей мере на перспективу, на потенциал рынка, и целенаправленные усилия менеджмента играют большую роль. Соответственно в условиях, когда рынок стагнирует и новых возможностей нет, малые компании и не могут кредитоваться, так как нет потребностей, нет внутренних проектов, направленных на развитие, а преобладают проекты, направленные на реструктуризацию бизнеса. К сожалению, банковские продукты незначительным образом учитываю эти особенности конъюнктуры, не говоря уж о том, что в различных отраслях процессы реструктуризации идут отличным образом, в то время как отраслевых продуктов на рынке нет'. Сообщает Банкир.Ру.

Категория: Психология

Дата публикации: 31.01.2014 11:01

Источник: Publishernews.ru