В середине марта 2010 года Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru проанализировал зарплатные ожидания специалистов московского рынка труда с целью выявить различия зарплатных аппетитов работников женского и мужского пола.
Для анализа были отобраны 20 позиций, среди претендентов на которые заявлены представители обоих полов. Как показало исследование, в среднем зарплатные ожидания мужчин в 1,15 раза выше притязаний слабой половины.
В то же время средние зарплатные ожидания женщин выглядят более реалистичными, так как чаще соответствуют предложениям рынка.
К примеру, средние зарплатные ожидания мужчин, стремящихся получить место бренд-менеджера, составляют 75000 руб. Запросы женщин существенно скромнее – 50000 руб. Работодатели же в среднем готовы платить такому сотруднику 65000 руб. в месяц.
Мужчины, претендующие на замещение вакансий юриста и менеджера интернет-проектов, в среднем рассчитывают на ежемесячный оклад в размере 50000 рублей, а женщины – на 40000 рублей. Работодатели, ищущие сотрудников на данные позиции, предлагают оклад в размере 45000 рублей в месяц.
По данным на март этого года средняя заработная плата торгового представителя в г. Москве составляет 40000 рублей в месяц. Именно на такое вознаграждение рассчитывают соискатели женского пола, мужчины же претендуют на 45000 рублей. Аналогичную ситуацию можно наблюдать, рассматривая предложения рынка и ожидания соискателей, претендующих на вакансии андеррайтера, повара, инженера по охране труда.
Чем же объясняется подобная скромность представительниц прекрасного пола? В первую очередь намеренное занижение суммы предполагаемой зарплаты продиктовано желанием женщин повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. А возникает оно зачастую под влиянием устоявшихся стереотипов: женщины подсознательно недооценивают свои способности и потенциал, полагая, что работодатель при прочих равных оценит мужчину-соискателя выше. Также, по мнению психологов, женщины чаще тяготеют к стабильности, выбирая, что называется, «синицу в руках». Мужчины же, напротив, рвутся к новым достижениям, а подъём по карьерной лестнице неразрывно связан для них с возрастающими зарплатными притязаниями. Кроме того, мужчина во многих семьях является основным добытчиком, следовательно, он не может позволить себе зарабатывать меньше.
Однако, судя по результатам исследования, есть ряд позиций, где зарплатные притязания женщин не отстают от требований мужчин. Это архитектор, менеджер по логистике (ожидания женщин всего на 1 тысячу руб. меньше), PR-менеджер. При этом средние запросы представителей обоих полов совпадают со средним уровнем предложения московских работодателей.