Карта от Ренесанс

В вопросах имущества адвокатские объединения привилегий не получат


Заполнить онлайн заявку!

22 апреля 2010 г. прошло очередное заседание Комитета по собственности Госдумы. Вторым вопросом на заседании было рассмотрено заключение на проект Федерального закона № 286296-5 «О внесении изменения в статью 171 Федерального закона «О защите конкуренции» (в части предоставления прав на государственное и муниципальное имущество адвокатским образованиям и их филиалам на внеконкурсной основе) (первое чтение).

По итогам голосования Комитет Государственной думы по собственности решил: не поддерживать указанный проект федерального закона и рекомендовать Государственной думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.

Как рассказал председатель Комитета по собственности Виктор Плескачевский,

целью законопроекта является приведение положений Федерального закона «О защите конкуренции» в соответствие с положениями части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, и пункта 3 статьи 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которому в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Федеральным законом от 30 июня 2008 года 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» был дополнен статьей 171, согласно которой договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

В результате органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти повсеместно изымают и выставляют на торги, конкурсы и аукционы помещения, длительное время арендуемые адвокатскими образованиями.

Указанная правовая норма поставила адвокатов в худшие условия по сравнению с юристами-предпринимателями, которые приобрели право льготной внеконкурсной аренды государственных и муниципальных помещений, а также право их выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства по символической стоимости в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Это представляется необоснованным, считает В. Плескачевский, поскольку, в отличие от адвокатов, юристы-предприниматели не обременены обязанностями по оказанию бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В остальном характер деятельности адвокатов и юристов не различается, однако последние на рынке оказания правовых услуг получили значительные конкурентные преимущества.

Оказание адвокатами квалифицированной юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно не включено в набор социальных услуг, перечисленных в ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Это привело к тому, что адвокатам, участвующим в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению и в оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, отказывают в предоставлении государственной или муниципальной помощи, которая может предоставляться в виде льготной аренды государственных и муниципальных помещений и арендной платы в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции», если по закону такая деятельность осуществляется в целях социального обслуживания населения.

Иные федеральные законодательные и нормативные правовые акты по созданию механизма реализации пункта 3 статьи 3 Федерального закона в части выделения адвокатским образованиям служебных помещений отсутствуют.

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в статье 26.3 не содержит в перечне полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации решение вопросов, связанных с выделением адвокатским образованиям служебных помещений на всей территории субъекта Российской Федерации.

По указанной причине во многих субъектах Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации не проявляют внимания к нуждам адвокатов, не учитывают важность выполнения ими государственно значимой публично-правовой функции по участию в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также по оказанию малоимущим гражданам бесплатной юридической помощи.

Нормативные и правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере адвокатуры, как правило, не содержат норм, направленных на обеспечение адвокатских образований служебными помещениями или предоставление им государственной помощи по аренде служебных помещений и арендной плате. Поэтому руководители адвокатских палат субъектов Российской Федерации не имеют правовых оснований для решения указанных проблем, а их обращения в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальные органы власти зачастую остаются без должного внимания и реагирования.

Особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что коллегии адвокатов и их филиалы, созданные до принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», выселяются из помещений, которые они арендовали десятками лет в удобно расположенных для граждан помещениях, приближенных к судебным и правоохранительным органам. Преимущественно именно эти адвокатские образования обеспечивают отправление уголовного судопроизводства по назначению правоохранительных и судебных органов. Широкое распространение получило изъятие по требованиям управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации служебных помещений, ранее выделенных судами филиалам коллегий адвокатов для оказания правовой помощи.

Тем самым разрушается сложившаяся за много лет инфраструктура адвокатских образований и взамен ничего не предлагается, констатирует Виктор Плескачевский.

Это коснулось большинства филиалов коллегий адвокатов в Воронежской области, в Костромской области, в Псковской области, в Ульяновской области, Пензенской области, в Ставропольском крае. В Республике Алтай все филиалы, имевшие служебные помещения в федеральных судах, выселены и размещены в неприспособленных помещениях.

По состоянию на 1 января 2009 г. в Российской Федерации учреждено 83 адвокатских палаты, в состав каждой из которых входят органы адвокатского самоуправления: совет адвокатской палаты и квалификационная комиссия, а также адвокатские образования, являющиеся организационно-правовой формой деятельности адвокатов. Всего в России действует 2 311 коллегий адвокатов, имеющих около 2000 филиалов, 555 адвокатских бюро, 87 юридических консультации и 14 827 адвокатских кабинетов.

В региональные реестры субъектов Российской Федерации внесены сведения о 62 238 действующих адвокатах.

Адвокатскую деятельность осуществляют в составе:

коллегий адвокатов и их филиалов – 45 185 адвокатов;

адвокатских бюро – 2 024 адвоката;

юридических консультаций – 202 адвоката.

Член Комитета по собственности Екатерина Семенова сообщила, что

на сегодняшний день государственными и муниципальными помещениями на правах аренды обеспечены: 517 коллегий адвокатов и 686 их филиалов, 26 адвокатских бюро, 83 юридические консультации, 633 адвокатских кабинета, в том числе:

- помещениями, являющимися собственностью субъектов РФ: 51 коллегия адвокатов и 42 их филиала, 3 адвокатских бюро, 35 адвокатских кабинетов;

- помещениями, являющимися федеральной собственностью: 37 коллегий адвокатов, 25 их филиалов и 72 адвокатских кабинета;

- муниципальными помещениями: 429 коллегий адвокатов и 619 их филиалов, 23 адвокатских бюро, юридические консультации, 526 адвокатских кабинетов.

За последние три года выселено собственниками из занимаемых помещений, в том числе из государственных и муниципальных помещений: 54 коллегии адвокатов, 63 филиала коллегий адвокатов, 2 адвокатских бюро, 40 адвокатских кабинетов. По этой причине 8 коллегий адвокатов, 25 филиалов коллегий адвокатов и 1 адвокатское бюро были ликвидированы, а адвокаты были вынуждены изменить организационно-правовую форму деятельности и учредить адвокатские кабинеты (с регистрацией по месту своего жительства) либо прекратить свой статус и адвокатскую деятельность.

Комитет по собственности является соисполнителем по данному законопроекту. В нем предлагается предоставлять недвижимое, находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество в аренду адвокатским палатам и входящим в их состав адвокатским образованиям - адвокатским кабинетам, адвокатским бюро, коллегиям адвокатам - и их филиалам на внеконкурсной основе, т.е. без проведения торгов на право заключения договора аренды.

В пояснительной записке к законопроекту необходимость его принятия обосновывается выполнением адвокатами государственно значимой публично-правовой функции по участию в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также по оказанию малоимущим гражданам бесплатной юридической помощи.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты комитета отметили, что в соответствии с Федеральным законом 'О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций' государственное и муниципальное недвижимое имущество может быть предоставлено в аренду на внеконкурсной основе социально ориентированным некоммерческим организациям. Таким образом, коллегия адвокатов, оказывающих юридическую помощь малоимущим гражданам, а также осуществляющих функции защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, вправе получить в установленном порядке статус социально ориентированной общественной организации и заключить договоры аренды государственного и муниципального имущества на внеконкурсной основе.

Депутаты также обратили внимание на то, что публично-правовые функции в нашей стране осуществляют не только адвокаты и их коллегии, но и, например, арбитражные управляющие при банкротстве и саморегулируемые организации оценщиков, советы ветеранов, общественные организации инвалидов, центры наркологической и экстренной психологической помощи и т.д. В этой связи предоставление соответствующих привилегированных условий доступа к государственному и муниципальному имуществу всем адвокатским объединениям нарушает установленный статьей 1 Гражданского кодекса РФ принцип равенства участников гражданских правоотношений независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.

Категория: Психология

Дата публикации: 29.11.2013 11:15

Источник: Publishernews.ru