22 апреля 2010 г. прошло очередное заседание Комитета по собственности Госдумы. Вторым вопросом на заседании было рассмотрено заключение на проект Федерального закона № 286296-5 «О внесении изменения в статью 171 Федерального закона «О защите конкуренции» (в части предоставления прав на государственное и муниципальное имущество адвокатским образованиям и их филиалам на внеконкурсной основе) (первое чтение).
По итогам голосования Комитет Государственной думы по собственности решил: не поддерживать указанный проект федерального закона и рекомендовать Государственной думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Как рассказал председатель Комитета по собственности Виктор Плескачевский,
целью законопроекта является приведение положений Федерального закона «О защите конкуренции» в соответствие с положениями части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, и пункта 3 статьи 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которому в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.
Федеральным законом от 30 июня 2008 года 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» был дополнен статьей 171, согласно которой договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
В результате органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти повсеместно изымают и выставляют на торги, конкурсы и аукционы помещения, длительное время арендуемые адвокатскими образованиями.
Указанная правовая норма поставила адвокатов в худшие условия по сравнению с юристами-предпринимателями, которые приобрели право льготной внеконкурсной аренды государственных и муниципальных помещений, а также право их выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства по символической стоимости в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Это представляется необоснованным, считает В. Плескачевский, поскольку, в отличие от адвокатов, юристы-предприниматели не обременены обязанностями по оказанию бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В остальном характер деятельности адвокатов и юристов не различается, однако последние на рынке оказания правовых услуг получили значительные конкурентные преимущества.
Оказание адвокатами квалифицированной юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно не включено в набор социальных услуг, перечисленных в ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Это привело к тому, что адвокатам, участвующим в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению и в оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, отказывают в предоставлении государственной или муниципальной помощи, которая может предоставляться в виде льготной аренды государственных и муниципальных помещений и арендной платы в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции», если по закону такая деятельность осуществляется в целях социального обслуживания населения.
Иные федеральные законодательные и нормативные правовые акты по созданию механизма реализации пункта 3 статьи 3 Федерального закона в части выделения адвокатским образованиям служебных помещений отсутствуют.
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в статье 26.3 не содержит в перечне полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации решение вопросов, связанных с выделением адвокатским образованиям служебных помещений на всей территории субъекта Российской Федерации.
По указанной причине во многих субъектах Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации не проявляют внимания к нуждам адвокатов, не учитывают важность выполнения ими государственно значимой публично-правовой функции по участию в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также по оказанию малоимущим гражданам бесплатной юридической помощи.
Нормативные и правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере адвокатуры, как правило, не содержат норм, направленных на обеспечение адвокатских образований служебными помещениями или предоставление им государственной помощи по аренде служебных помещений и арендной плате. Поэтому руководители адвокатских палат субъектов Российской Федерации не имеют правовых оснований для решения указанных проблем, а их обращения в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальные органы власти зачастую остаются без должного внимания и реагирования.
Особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что коллегии адвокатов и их филиалы, созданные до принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», выселяются из помещений, которые они арендовали десятками лет в удобно расположенных для граждан помещениях, приближенных к судебным и правоохранительным органам. Преимущественно именно эти адвокатские образования обеспечивают отправление уголовного судопроизводства по назначению правоохранительных и судебных органов. Широкое распространение получило изъятие по требованиям управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации служебных помещений, ранее выделенных судами филиалам коллегий адвокатов для оказания правовой помощи.
Тем самым разрушается сложившаяся за много лет инфраструктура адвокатских образований и взамен ничего не предлагается, констатирует Виктор Плескачевский.
Это коснулось большинства филиалов коллегий адвокатов в Воронежской области, в Костромской области, в Псковской области, в Ульяновской области, Пензенской области, в Ставропольском крае. В Республике Алтай все филиалы, имевшие служебные помещения в федеральных судах, выселены и размещены в неприспособленных помещениях.
По состоянию на 1 января 2009 г. в Российской Федерации учреждено 83 адвокатских палаты, в состав каждой из которых входят органы адвокатского самоуправления: совет адвокатской палаты и квалификационная комиссия, а также адвокатские образования, являющиеся организационно-правовой формой деятельности адвокатов. Всего в России действует 2 311 коллегий адвокатов, имеющих около 2000 филиалов, 555 адвокатских бюро, 87 юридических консультации и 14 827 адвокатских кабинетов.
В региональные реестры субъектов Российской Федерации внесены сведения о 62 238 действующих адвокатах.
Адвокатскую деятельность осуществляют в составе:
коллегий адвокатов и их филиалов – 45 185 адвокатов;
адвокатских бюро – 2 024 адвоката;
юридических консультаций – 202 адвоката.
Член Комитета по собственности Екатерина Семенова сообщила, что
на сегодняшний день государственными и муниципальными помещениями на правах аренды обеспечены: 517 коллегий адвокатов и 686 их филиалов, 26 адвокатских бюро, 83 юридические консультации, 633 адвокатских кабинета, в том числе:
- помещениями, являющимися собственностью субъектов РФ: 51 коллегия адвокатов и 42 их филиала, 3 адвокатских бюро, 35 адвокатских кабинетов;
- помещениями, являющимися федеральной собственностью: 37 коллегий адвокатов, 25 их филиалов и 72 адвокатских кабинета;
- муниципальными помещениями: 429 коллегий адвокатов и 619 их филиалов, 23 адвокатских бюро, юридические консультации, 526 адвокатских кабинетов.
За последние три года выселено собственниками из занимаемых помещений, в том числе из государственных и муниципальных помещений: 54 коллегии адвокатов, 63 филиала коллегий адвокатов, 2 адвокатских бюро, 40 адвокатских кабинетов. По этой причине 8 коллегий адвокатов, 25 филиалов коллегий адвокатов и 1 адвокатское бюро были ликвидированы, а адвокаты были вынуждены изменить организационно-правовую форму деятельности и учредить адвокатские кабинеты (с регистрацией по месту своего жительства) либо прекратить свой статус и адвокатскую деятельность.
Комитет по собственности является соисполнителем по данному законопроекту. В нем предлагается предоставлять недвижимое, находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество в аренду адвокатским палатам и входящим в их состав адвокатским образованиям - адвокатским кабинетам, адвокатским бюро, коллегиям адвокатам - и их филиалам на внеконкурсной основе, т.е. без проведения торгов на право заключения договора аренды.
В пояснительной записке к законопроекту необходимость его принятия обосновывается выполнением адвокатами государственно значимой публично-правовой функции по участию в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также по оказанию малоимущим гражданам бесплатной юридической помощи.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты комитета отметили, что в соответствии с Федеральным законом 'О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций' государственное и муниципальное недвижимое имущество может быть предоставлено в аренду на внеконкурсной основе социально ориентированным некоммерческим организациям. Таким образом, коллегия адвокатов, оказывающих юридическую помощь малоимущим гражданам, а также осуществляющих функции защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, вправе получить в установленном порядке статус социально ориентированной общественной организации и заключить договоры аренды государственного и муниципального имущества на внеконкурсной основе.
Депутаты также обратили внимание на то, что публично-правовые функции в нашей стране осуществляют не только адвокаты и их коллегии, но и, например, арбитражные управляющие при банкротстве и саморегулируемые организации оценщиков, советы ветеранов, общественные организации инвалидов, центры наркологической и экстренной психологической помощи и т.д. В этой связи предоставление соответствующих привилегированных условий доступа к государственному и муниципальному имуществу всем адвокатским объединениям нарушает установленный статьей 1 Гражданского кодекса РФ принцип равенства участников гражданских правоотношений независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.