Необходимо уравнять возраст выхода на пенсию мужчин и женщин, считает глава постоянного представительства Международного валютного фонда (МВФ) в России Одд Пер Брекк. Он предлагает к 2030 году увеличить пенсионный возраст в России до 63 лет и до 65 лет – к 2050 году. По расчетам финансиста, наша страна может себе позволить такую меру на фоне ожиданий увеличения продолжительности жизни. По мнению отечественных экспертов, если поднять пенсионный возраст, то миллионы людей попросту не доживут до этой «счастливой поры».
Согласно прогнозам Минфина, в 2012 году средняя продолжительность жизни в России составит 70,2 года, к 2020 году достигнет 71,4 года, а к 2030 году вырастет до 73,7 года. Согласно данным Росстата, ожидаемая продолжительность жизни к 2030 году для мужчин составит 68,5 года, для женщин – 78,7 года. Опираясь именно на эти данные, представитель МВФ в России и сформулировал свои предложения. По расчетам Одда Пер Брекка, в настоящее время пенсионные расходы страны составляют 8% ВВП, что соответствует мировой статистике. Однако к 2050 году они могут вырасти вдвое – до 16% ВВП, и этого, согласно утверждению экономиста, экономика уже не выдержит. Только увеличение пенсионного возраста, считает Пер Брекк, позволит сохранить нынешние 8% ВВП. Повышать налог на страховые взносы для увеличения пенсионного бюджета эксперт считает нецелесообразным, так это может подорвать реальный сектор экономики и занятость.
Напомним, сейчас российские мужчины выходят на пенсию в 60 лет, а женщины – в 55 при средней продолжительности жизни 64,3 года и 76,1 года соответственно. При этом с 2002 по 2011 год «возраст дожития» (то есть время, которое живет средний пенсионер после выхода на пенсию) снизился в России с 19 до 17 лет, обращает внимание научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. То есть, по его данным, ни о каком увеличении продолжительности жизни, которое так радужно пророчат Минфин и Росстат, и говорить не приходится. Если же поднять пенсионный возраст, то к 2030 году численность пенсионеров сократится на 10 млн. На этом государство сможет сэкономить 1,5% ВВП, просчитала в беседе с «НИ» эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина. Сами россияне к идее повышения пенсионного возраста относятся отрицательно. По словам директора проекта «Человек и деньги» фонда «Общественное мнение» Людмилы Пресняковой, 89% россиян считают, что пенсионный возраст повышать не следует, всего 2% полагают, что его нужно повысить для мужчин, 1% – для женщин и 2% – и для тех и для других.
Помимо повышения пенсионного возраста, специалисты МВФ также рекомендуют России способствовать сокращению числа пенсионеров-досрочников. Для этого достаточно будет ужесточить критерии досрочного выхода на пенсию для соответствующих профессий. Напомним, что сейчас досрочно на пенсию выходят 28% россиян. «Льготный пенсионный возраст распространен у нас сильнее, чем в Евросоюзе, прежде всего, из-за относительно большего числа военнослужащих различных ведомств, – продолжает Михаил Делягин. – Кроме того, у нас довольно распространены производства с тяжелыми и опасными условиями труда».
Напомним, что спор вокруг увеличения срока выхода на пенсию в российских ведомствах, отвечающих за пенсионную реформу, продолжается уже более пяти лет. Сегодня над этим вопросом бьются три ведомства – восстановленное Министерство труда и социального развития, Минэкономразвития и Минфин. Надо заметить, что ведомство Антона Силуанова наиболее непоследовательно в своих взглядах на реформу пенсионной системы. За последние полгода главный финансист страны успел заявить о намерении поднять пенсионный возраст ровно столько, сколько раз сообщал и о вреде подобной меры. Впрочем, после заявления, сделанного на Международном экономическом форуме в Петербурге вице-премьером по социальным вопросам Ольгой Голодец, что правительство не обсуждает пенсионный возраст в качестве реформенного шага, участники пенсионной реформы принялись отстаивать другие меры. В Минтруде, например, не так давно высказались в пользу ликвидации накопительной части пенсии, чем сразу настроили против себя профессиональных участников пенсионного рынка. Свое недовольство данным предложением высказали Национальная фондовая ассоциация (НФА), Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).
«Чрезвычайно важно сохранить накопительный компонент в системе обязательного пенсионного страхования, так как это позволит всем работающим молодым гражданам России сформировать пенсионные накопления, а не только тем, кто имеет высокий уровень заработных плат», – пояснил «НИ» президент НАПФ Константин Угрюмов. По его словам, в масштабах страны накопительная часть пенсии – это долгосрочный инвестиционный потенциал, играющий огромную роль в развитии российской экономики.
«Ликвидация накопительного компонента приведет к необходимости проведения многочисленных индексаций, что в условиях надвигающегося демографического кризиса обернется громадной налоговой нагрузкой», – предупреждает профучастник. По его мнению, в проведении пенсионной реформы в России необходимо опираться на июльские рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Напомним, что эксперты ОЭСР тогда выступили за взаимное дополнение страховой и накопительной частей пенсии, а также за расширение инструментов для инвестирования пенсионных накоплений.