4 апреля 2013 года Ассоциация СРО «Единство» провела круглый стол на тему: «Порядок оформления разрешения на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию», модератором которого выступил начальник Управления правового обеспечения саморегулирования Ассоциации С. Н. Афонасов.
«Все вы являетесь представителями строительных компаний, поэтому с этими понятиями и документами, а также вопросами, которые возникают при их оформлении, вы сталкивались не раз и столкнетесь еще неоднократно», — такими словами предварил модератор мероприятие, на повестке дня которого были заявлены 2 вопроса:
Разрешение на строительство: понятие, порядок оформления, срок действия, внесение изменений, прекращение действия.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию: понятие, порядок оформления.
«Все строители представляют, что такое разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, но не все понимают, какими законодательными актами регламентируется процесс оформления данных документов, что в случае возникновения каких-либо конфликтных ситуаций препятствует квалифицированной и грамотной защите своих прав», — отметил модератор, напомнив присутствующим членам СРО, что оба понятия закреплены Градостроительным кодексом РФ: ст. 51 ГрК РФ (в части разрешения на строительство) и ст. 55 ГрК РФ (в части разрешения на ввод в эксплуатацию). Далее модератор сравнил нынешнюю редакцию ГрК РФ, действующую с 2004 года, и редакцию ГрК РФ 1998 года, подчеркнув, что редакция ГрК РФ 1998 года вкладывала иной смысл в само понятие разрешение на строительство. «Сейчас это не просто документ, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, но и документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка», — сообщил модератор.
Разрешение на строительство является единственным законным основанием для осуществления строительства, реконструкции. Случаи, когда не требуется разрешение на строительство, определены ГрК РФ. «В случае, когда разрешение на строительство не требуется, строительство или реконструкция не могут осуществляться хаотично, по собственному усмотрению застройщика. Прежде всего, любое строительство, реконструкция должны осуществляться в соответствии с техническими регламентами, строительными нормами и правилами и иными нормативными правовыми актами, градостроительными регламентами», — обратил внимание членов СРО эксперт. Строительство, реконструкция без получения разрешения на строительство, в случае если его оформление требуется в соответствии с законом, означают факт самовольной постройки, что влечет определенные правовые последствия для лица, осуществившего такое строительство, реконструкцию. По просьбе одного из присутствующих членов СРО модератор также уточнил санкции, которые влечет за собой строительство без соответствующего разрешения, установленные вст.9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Далее модератор привел пример случаев, когда разрешение на строительство не требуется, тем не менее оговорив, что перечень объектов, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых не требуется разрешения на строительство, указанный в ГрК РФ, не является исчерпывающим. Субъекты Российской Федерации могут определять и иные объекты, для строительства которых не требуется разрешение на строительство. Например, в Москве данный перечень дополнен Постановлением Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП «О видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории…».
Вопрос о сроке выдачи разрешений на строительство, который по ГрК РФ должен составлять не более 10 рабочих дней, вызвал бурное обсуждение присутствующих. Представитель ООО «Новый особняк» поделился с членами СРО своим негативным опытом общения с чиновниками и прохождением бюрократических процедур. Модератор согласился с тем, что пакет документов для получения разрешения на строительство действительно обширный, однако оговорил, что в настоящее время часть документов запрашиваются уполномоченными органами на выдачу разрешений на строительство самостоятельно в соответствующих ведомствах. «Обещали в течение полугода, а растянули на полтора! Закон не соблюдается, а делается так, как им хочется!» — посетовал участник на отсутствие четких требований к предоставляемым документам. «Для принятия решения о выдачи разрешения на строительство или об отказе в выдаче Законом установлен срок в 10 рабочих дней», — констатировал модератор, посоветовав обратиться с жалобой в Контрольный комитет города Москвы. Среди участников возникла оживленная дискуссия. Присутствующие обменивались опытом получения разрешения на строительство и активно давали друг другу практические советы.
Также были освещены такие вопросы, как порядок действий органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство; возможность выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции; основания для отказа в выдаче разрешения на строительство; срок действия разрешения на строительство; основания прекращения действия разрешения на строительство; основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство; особенности выдачи разрешения на строительство в г. Москве согласно постановлению Правительства Москвы от 17 апреля 2012 № 145- ПП «Об утверждении Административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы «выдача разрешения на строительство» и «выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»; рекомендации по оформлению заявлений о выдаче документов; перечень документов, представляемых застройщиком для получения разрешения на строительство и др.
Приступая к рассмотрению второго вопроса «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию: понятие, порядок оформления», модератор также сравнил прежнюю и нынешнюю редакции ГрК РФ, отметив, что ГрК РФ 1998 года не регулировал данные вопросы, в связи с чем они регулировались многочисленными подзаконными нормативными актами, которые предусматривали приемку законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями.
На вопрос присутствующих, какие документы необходимы для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, модератор представил их подробный перечень, оговорившись, что он не является исчерпывающим, и обратил внимание присутствующих на постановление Правительства РФ от 01 марта 2013 г. №175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», согласно которому документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона 'О государственном кадастре недвижимости'. Поскольку постановление вступило в силу 12.03.2013 г., присутствующие проявили особый интерес к его содержанию. Для более подробного ознакомления модератор раздал членам СРО постановление в распечатанном виде.
Участникам круглого стола были перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, однако модератор отметил, что отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке. Многих членов СРО интересовал перечень представляемых застройщиком (заказчиком) документов и материалов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию применительно к г. Москве. Модератор предоставил эту информацию, также рассказав о порядке оформления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Завершая мероприятие, модератор дал ряд практических советов участникам круглого стола, обратившимся за личной консультацией, оставил свои координаты, а также поблагодарил присутствовавших за проявленный интерес к теме круглого стола и активную дискуссию. Участники круглого стола в свою очередь отметили актуальность и своевременность заявленной темы, поблагодарили С.Н. Афонасова за предоставление исчерпывающей информации и высказали пожелание, чтобы рассмотрению организационно-правовых вопросов было посвящено больше мероприятий Ассоциации.