В пятницу, 21 декабря в Эстонии начинаются рождественские каникулы, которые продлятся до 26 декабря. Как и в большинстве западноевропейских стран, здесь не принято шумно отмечать наступление нового года, а вот Рождество – это настоящий, с нетерпением ожидаемый семейный праздник. Рождеству в Эстонии посвящены разнообразные традиции, многие из которых уходят корнями вглубь эпох.
Об одной из них – таллиннской рождественской ярмарке – сказано уже много: традиция ее проведения была возобновлена в начале наступившего века, и в современном виде ярмарка в эстонской столице сегодня проводится уже в 11-й раз. А вот устанавливать в Таллинне новогоднюю ёлку начали еще 570 лет назад. Документы указывают, что самую первую новогоднюю елку установили на таллиннской Ратушной площади для всеобщего обозрения в 1441 году. Здешние купцы и молодые эстонские девушки стали устраивать вокруг нее танцы, а по окончании ярмарки елку торжественно сжигали. Интересно отметить, что в нынешнем сезоне ярмарка не закрывается в конце декабря, как в остальной Европе, а работает до 8 января – момента окончания новогодних каникул у россиян.
С новогодней елкой Таллинна связана еще одна традиция. Каждый год в начале декабря на ней торжественно зажигают первую свечу Адвента. В лютеранской традиции Адвент — это литургическое время, с которого начинается новый церковный год, этот период предваряет рождественские праздники. За четыре недели до Рождества принято зажигать свечу и ставить ее на окно. За три недели добавляется вторая свеча, за две – третья, и, наконец, в день самого праздника Рождества должны гореть четыре свечи. В этом году свечу на Ратушной площади зажигали мэр Таллинна Эдгар Сависаар и пробст (старший пастор) эстонской столицы Яан Тамсалу.
Конечно, не обходится Рождество и без традиционных эстонских сладостей – печенья «пипаркоок» и марципана. Пипаркоок (piparkook : pipar - перец ; kook – пирог, пирожное) – любимое всеми детьми рождественское лакомство в Эстонии. Характерная особенность пипаркоока в том, что он содержит такие пряности, как имбирь, корица, гвоздика, кардамон, мускатный орех и, конечно, перец. Пипаркооки делают разной величины и формы, хрустящие и мягкие, тонкие и пышные. Такое тесто используют в тортах, рулетах, пирожных, творожных сырках. Но чаще всего это - красочные печенья, расписанные глазурью. Незабываемый аромат пипаркоока для эстонцев давно уже встал в один ряд с другими празднично-волшебными запахами зимних праздников – хвои, мандаринов, шампанского и шоколада. Их оригинальный вкус невозможно забыть, но лучше один раз увидеть, понюхать, попробовать, а потом еще и сделать своими руками. Вырезать из необычного темного теста веселые фигурки, запечь, расписать разноцветной глазурью, похрустеть, запивая глинтвейном или сладким чаем, и взять с собой в качестве подарка, чтобы затем удивить друзей и знакомых.
К марципану в Эстонии отношение особое. Это лакомство, состоящее в основном из миндаля и сахара, изготовляли ещё в средние века. Древние ганзейские города Ревель (нынешний Таллинн) и Любек до сих пор ведут спор о том, кому из них принадлежит честь называться родиной марципана. В наши дни марципан, который в былые времена был известен как лекарство, а сейчас является излюбленным лакомством, производится в Таллинне точно так же, как это делалось сотни лет назад. Марципан, как и всевозможные другие снадобья с большими или меньшими лечебными свойствами, вначале изготовлялся только в аптеке. А точнее, в Таллиннской Ратушной аптеке, старейшей из непрерывно действующих аптек Европы, о которой в письменных источниках впервые упоминается еще в 1422 году. По известной легенде марципан случайно изобрёл один из подмастерьев этой аптеки. Легенда стала особенно популярной после выхода книги эстонского романиста Яана Кросса «Мартов хлеб». Познакомиться с тонким искусством росписи марципана можно в кафе «Maiasmokk», а также в магазине сладостей фабрики «Kalev», расположенного в историческом промышленном квартале Ротерманна.
Эстония многие традиции заимствовала у скандинавских стран, неудивительно, что и Рождество здесь носит название Joulud (Йыулуд), по имени шведского божества зимнего солнцестояния. Главный же новогодний персонаж эстонцев — Йыулувана. Иначе его еще величают рождественским дедом. Доля у деда не очень завидная. Ласково, как Мороза, дедушкой его не называют. И внучки, похожей на Снегурочку, у Йыулувана нет. Тем не менее, одинокий дед за четыре недели до Рождества, как положено, объявляется на ратушной площади Старого Таллинна, усаживается в кресло-качалку и поджидает ребятишек, которые рассказывают ему стихи и опускают в специальный почтовый ящик письма с рождественскими пожеланиями.