Дополнительная потребность организаций республики Коми в трудовых ресурсах в период до 2015 года может составить около десяти тысяч человек. Такие данные привел министр экономического развития промышленности и транспорта республики Андрей Самоделкин на заседании правительства региона.
По его словам, наибольшая потребность в рабочей силе прогнозируется в крупных промышленных центрах: Сыктывкаре, Ухте, Усинске, Воркуте. В республике уже сейчас имеющееся число вакансий больше, чем количество граждан, стоящих на учете по безработице. Сбалансировать эту ситуацию мешает несоответствие профессиональной и квалификационной подготовки безработных требованиям работодателей, а также неравномерное территориальное распределение безработных и вакансий. В частности, наибольшее число вакансий открыто в Ухте, Сыктывкаре, а значительное количество безработных состоит на учете в сельских районах.
Министр также обрисовал ситуацию с кадровым обеспечением в разрезе отраслей. Так, по его словам, в нефтегазовом комплексе эта проблема не носит столь острый характер, как в других отраслях промышленности. Это обусловлено тем, что отрасль является самой высокооплачиваемой, помимо высокого уровня заработной платы также обеспечивается обширный дополнительный социальный пакет, финансовые возможности компаний позволяют вести обширные внутрикорпоративные программы подготовки и переподготовки высококвалифицированных трудовых ресурсов.
В угольной промышленности сейчас реализуется два ключевых инвестиционных проекта, связанных с освоением Усинского месторождения. Оба находятся на начальных этапах своей реализации, когда отсутствует необходимость значительного привлечения трудовых ресурсов. Вместе с тем, учитывая масштабы привлечения специалистов (всего будет создано около 4 тысяч рабочих мест), уже сейчас необходимо прорабатывать вопросы их кадрового обеспечения.
Как отметил А.Самоделкин, существует проблема с обеспечением проектов необходимым производственным персоналом на этапе строительства шахт. 'В Коми утерян технологический и кадровый потенциал шахтостроения. Учитывая высокие производственные риски, необходимость проведения подземных работ, привлечение к указанным работам малоквалифицированной рабочей силы невозможно, как невозможна и подготовка таких специалистов в короткие сроки. Кроме того, вызывает вопрос экономической целесообразности такой подготовки, когда специалисты окажутся без работы после завершения строительных работ. Исходя из этого, не исключено широкомасштабное привлечение иностранной рабочей силы для реализации строительной части данных проектов',- пояснил он. Вторая проблема связана со снижением престижа и привлекательности шахтерского труда среди молодежи.
В лесопромышленном комплексе также ощущается кадровый голод из-за отсутствия специалистов нужной квалификации и профессиональной подготовки и низкой трудовой дисциплины.
'В отличие от предприятий нефтегазового комплекса, у большинства лесопромышленных предприятий меньше финансовых и организационных возможностей по проведению активной кадровой политики и по организации подготовки и переподготовки необходимых специалистов. Как и в случае с угледобывающими предприятиями, необходимо отметить и снижение привлекательности работы на лесопромышленных предприятиях среди молодежи',- сообщил он.
В числе наиболее важных задач, которые необходимо решить для максимально эффективного использования местных трудовых ресурсов, министр назвал формирование системы прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах, развитие региональной системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов всех уровней в соответствии с количественными и качественными требованиями текущего и перспективного рынка труда, повышение престижа и привлекательности среди молодежи рабочих специальностей, а также формирование единой региональной базы данных кадрового резерва республики и создание условий для повышения внутрирегиональной мобильности населения.