В Минске на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2013 году планируется направить из городского бюджета Br7,9 млрд., в 2014-м - Br9 млрд., в 2015-м - Br10 млрд. Ежегодно будут изыскиваться средства в размере не менее Br40 млрд. для размещения во вклады (депозиты) банков для последующего предоставления льготных кредитов, в том числе микрокредитов, субъектам малого предпринимательства в целях реализации ими инвестиционных и бизнес-проектов. Это предусмотрено Программой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в г.Минске на 2013-2015 годы - решение Мингорисполкома об утверждении программы официально опубликовано сегодня на Национальном правовом интернет-портале.
Цель программы - создание благоприятного делового климата путем обеспечения правовых, экономических, информационных, консультационных и организационных условий, способствующих устойчивому развитию предпринимательства, расширению частной инициативы, повышению эффективности деятельности малых и средних организаций за счет переориентации на высокотехнологичные отрасли экономики. Программа является продолжением и развитием уже реализованных программ, а также включает в себя меры поддержки молодежного и социально направленного предпринимательства.
В столице сосредоточено около 37% субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц и 25,1% индивидуальных предпринимателей от общего количества субъектов хозяйствования в республике. По состоянию на 1 января 2012 года, в Минске на малых и средних предприятиях занято около 397 тыс. человек. Всего с учетом количества ИП численность работающих в малом и среднем бизнесе составила 451,9 тыс. человек, или 46% от общего количества работающих в городе. По данному показателю Минск приближается к уровню развитых стран Европы, где в малом предпринимательстве занято 50-55% экономически активного населения. Наибольшее количество субъектов малого предпринимательства занято в торговле (44,9%), обрабатывающей промышленности (12,5%), строительстве (8,8%) и на транспорте (7,5%).
Вместе с тем в Минске существует ряд проблем, которые сдерживают поступательное развитие предпринимательства, ограничивают возможности малых производственных предприятий в реализации инновационной, инвестиционной и экспортной государственной политики. Это ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем рынке в связи с недостатком свободных финансовых средств предприятий и невысоким уровнем реальных доходов населения; низкая конкурентоспособность продукции отечественного производства в условиях растущего давления со стороны импортных товаров; недостаточность ресурсов для модернизации производства, нехватка собственных оборотных средств, а также средств для развития; недостаток производственных мощностей и помещений, устаревшее оборудование и технологии; сложность получения земельных участков под организацию собственного производства; усложненный доступ к сырьевым и материальным ресурсам; нехватка квалифицированных сотрудников и средств для привлечения качественного персонала.
Программой предусматривается совершенствование правового регулирования в целях обеспечения благоприятных правовых условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и устранения ограничений и барьеров, препятствующих их созданию, эффективному развитию и функционированию. Развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства предусматривает оказание государственной финансовой поддержки за счет средств бюджета Минска, включая средства, размещенные во вклады (депозиты) банков Беларуси. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса направлена на расширение возможностей по эффективному использованию имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности. Материально-техническое и организационное развитие предпринимательства направлено на оказание содействия в совершенствовании системы по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. Размещение на малых и средних организациях государственного заказа - один из эффективных механизмов поддержки отечественных производителей, поскольку субъекты предпринимательства выступают в качестве главных подрядчиков или субподрядчиков.
В 2013-2015 годах особое внимание будет направлено на продвижение, реализацию и поддержку кластерных инициатив. Внедрение кластерных технологий объединения предприятий способствует росту деловой активности предпринимательских структур, улучшению инвестклимата в регионах страны, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем, что, в свою очередь, дает импульс для более интенсивного развития предпринимательства, привлечения инвестиций и экономического подъема территорий.
В рамках программы предполагается проработка вопроса открытия в столице инкубатора малого предпринимательства для женщин-предпринимателей. Предусмотрены мероприятия, направленные на вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи, стимулирование развития предпринимательства в молодежной среде, создание условий наибольшего благоприятствования для реализации творческой инициативы молодежи.
Ожидается, что количество микро-, малых и средних организаций составит в 2013 году 36,5 тыс., в 2014 году - 38 тыс., в 2015 году - 39,5 тыс. Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве Минска достигнет в 2013 году 465 тыс. человек, в 2014-м - 480 тыс. человек, в 2015 году - 500 тыс. человек.