Параметры бюджета РФ могут быть пересмотрены в следующем бюджетном цикле в 2013 году для того, чтобы решить вопросы по модернизации образования, здравоохранения и других приоритетных отраслей, сообщил агентству 'Прайм' замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач.
По его словам, чтобы решать поставленные задачи социально-экономического развития страны в ближайшие годы, можно допустить дефицит на уровне 1,5% ВВП.
Согласно проекту бюджета на ближайшие три года, дефицит бюджета в 2013 году составит 0,8% ВВП, в 2014 году - 0,2% ВВП и в 2015 году приблизится к нулю.
Ранее на конференции 'Российская экономика в 2010-ые годы: проблемы и реформы' Клепач сообщил, что сейчас главным приоритетом экономической политики России становится политика бюджетной консолидации.
'Главный приоритет, во всяком случае, как заявлено в бюджете, это сокращение бюджетных расходов и переход к бездефицитному бюджету после 2015 года',- сказал он.
Он пояснил, что, по его оценке, за 2012-2015 годы госрасходы сократятся на 4,2 процентного пункта ВВП. 'Это более жесткое сокращение, чем у большинства стран еврозоны, кроме запланированного сокращения в Испании и Великобритании. Как решать в этих условиях задачу модернизации, не столь очевидно',- сказал Клепач.
Он напомнил, что в рамках предвыборной кампании и после нее были приняты амбициозные социальные обязательства, в первую очередь, в части повышения зарплаты в бюджетном секторе, и это было увязано с существенными преобразованиями в этих секторах, в том числе повышением эффективности и качества оказания общественных услуг.
'Предполагается, что это все можно совместить: одновременно выполнить эти задачи и обеспечить бюджетную консолидацию. На мой взгляд, я высказываю свое частное мнение, это несовместимые задачи',- сказал он, добавив, что степень несовместимости данных задач можно оценивать по-разному.
Клепач добавил, что, на его взгляд, сокращение бюджетных расходов в образовании, здравоохранении и национальной экономике на ближайшие три года составят около 2% ВВП.
'Мы исходим из того, что, к сожалению, фактически ни одну из модернизационных задач в ближайшие годы мы решить не сможем', - сказал Клепач.
Он уточнил, что причин для этого вывода несколько, в том числе институциональные проблемы. Ведутся дискуссии о том, какие должны проводиться преобразования в пенсионной системе, системе образования, здравоохранения. 'При этом возникает проблема некоего баланса, в том числе макроэкономического и финансового. Такого баланса, если посмотреть на параметры бюджета, на мой взгляд, нет', - сказал он.
Переход к бездефицитному бюджету в 2015 году означает, что расходы на образование, по оценке Минэкономразвития, на федеральном уровне сокращаются на 0,5 процентного пункта ВВП, а с учетом региональных бюджетов - еще на столько же.
'Сейчас у нас расходы на образование 4,1% ВВП, трудно определить, сколько еще частные средства, но предположим, что в целом 5% ВВП, это означает, что к 2015 году будем иметь 3,5-3,6% ВВП по бюджетной системе', - сказал Клепач.
Решить в этом случае задачу повышения зарплаты профессорско-преподавательскому составу к 2018 году до уровня примерно в два раза выше чем в среднем по региону, а учителям - до этого уровня, можно только в условиях сокращения числа занятых в этой сфере, отмечает он.
Аналогичная ситуация будет наблюдаться и в сфере здравоохранения, отмечает замминистра.
Расходы бюджетной системы, включая систему ОМС, составляют, по оценкам МЭР, 4% ВВП. 'Несмотря на рост ресурсов в обязательном медицинском страховании, здесь также, с учетом заложенных параметров бюджетного финансирования, произойдут сокращения на 0,5 процентного пункта ВВП. Альтернатива также заключается в резком сокращение численности работающих в этой сфере', - отмечает Клепач.
Он напоминает, что существуют еще и качественные параметры. 'В свое время, если брать закон об обязательном медицинском страховании, мы приняли решение о том, чтобы погрузить туда и высокотехнологичную медицинскую помощь, и многие другие вещи, те которые связаны именно с наукой, поскольку грань собственно клинической части и научной части достаточно условна. Более того, медицинская наука - это один из сегментов, который и в мире, и в России является одним из самых перспективных. В этом плане один из рисков, это не только что мы существенно ухудшаем условия финансирования медицинских услуг, но то, что мы можем существенно подорвать, даже потерять потенциал медицинской науки и высокотехнологической медицинской помощи. Погрузить ее абсолютно в обязательное медицинское страхование невозможно', - сказал Клепач.
Он добавил, что модернизация при низком уровне образования и здравоохранения в стране вряд ли осуществима.
Однако, если у образования и здравоохранения есть серьезные сокращения расходов, но у них есть и возможность маневра, то в госфинансировании экономики, развития транспортной инфраструктуры ситуация более тяжелая.
По оценке МЭР, сокращение реальных расходов на национальную экономику в целом за три года составит 1%ВВП. 'В этих условиях обеспечить финансирование высокотехнологичных секторов и транспортной инфраструктуры, на мой взгляд, невозможно', - сказал Клепач.
При этом взятые на себя обязательства по крупным проектам, таким как Чемпионат мира по футболу в 2018 году, приведут к тому, что будут корректироваться госрасходы.
'Мы находимся в состоянии отложенных решений. Мы решения приняли - Чемпионат мира по футболу, серьезная реформа в образовании, здравоохранении - но как это реализовывать, как это финансировать, таких решений нет. Все это отложено, дискуссии будут идти как минимум год', - отметил Клепач.
Если не будут приняты соответствующие меры, которые будут предусматривать реализацию и финансирование поставленных приоритетов на ближайшие годы, то Россия столкнется с рядом серьезных рисков.
'Мы столкнемся в противном случае с оттоком мозгов и самое главное с изменениями социальной структуры общества, общества, где учитель и врач не относятся к среднему классу', - заключил Клепач.