В октябре 2012 г. маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского книжного рынка (ТИМ).
Анализ ситуации на книжном рынке России в 2011 г. свидетельствует о том, что последствия мирового финансового и экономического кризиса издательской отрасли пока удалось преодолеть не до конца. В то же время на смену снижению количества выпущенных книг и брошюр в предыдущие годы пришел небольшой рост, а темпы падения совокупного тиража изданий по сравнению с предыдущими годами снизились. При этом общий объем рынка как в рублевом, так и в натуральном выражении продолжает падать.
Издательская система России в 2011 г. в целом не претерпела каких-либо значимых изменений, за исключением двух крупных сделок, произошедших в конце года. Первое связано с приобретением ЗАО 'ОЛМА Медиа Групп' издательства 'Просвещение', другое – с приобретением компанией 'Эксмо' издательства бизнес-литературы 'Альпина бизнес букс'. Очевидно, результаты этих значимых событий в отрасли станут заметны уже в 2012 г.
Книжные магазины все большее предпочтение в своем ассортименте отдают некнижным товарам (канцелярским товарам, игрушкам и др.).
К настоящему времени цены на книгу подошли к 'психологическому барьеру', превышение которого может повлечь за собой заметный отток покупателей из книжных магазинов.
Не в последнюю очередь на снижение продаж влияет такой постоянно действующий фактор, как продолжающееся падение интереса к чтению. В общем объеме медиапотребления российскими гражданами чтению книг отводится лишь 9 минут в сутки, причем с каждым годом это время снижается.
В этой связи свою работу по продвижению книг издатели и книготорговцы все больше переносят в Интернет
Одновременно с этим растет потребление книг в электронной форме. D настоящее время книги в электронном формате читают почти 30% взрослых жителей крупных российских городов. Вместе с тем уровень пиратства на рынке электронных книг достигает 80-90%.