Василий Лебедев - креативный директор рекламного агентства Red Keds, соучредитель компании. Основатель и куратор школы ИКРа. Является многократным обладателем премий Идея!, Golden Drum, FWA. Среди клиентов, с которыми работал Василий, такие компании, как: Coca-Cola, Panasonic, Heineken, Bayer, Yota, BORK, Unilever, Nokia, Pernod Ricard.
- Василий, как бы Вы могли описать профессию Креативного директора в креативном рекламном агентстве для «неформальной» энциклопедии профессий?
- Специалист в области управления творческими процессами в рекламной агентстве.
- Есть ли стандартные пути, ведущие в Вашу профессию? Какой бэкграунд, образование и предыдущий опыт работы чаще дает в сумме успешного креативного директора?
- Если мы говорим про рекламную отрасль, самыми популярными сегодня являются пути арт-директоринга или копирайтинга. 90% креативных директоров появились именно оттуда. Сильно реже — из аккаунтинга, музыки. Я появился из программистов. Но до этого я изучал лингвистику, дизайн, иллюстрацию, анимацию. Так получилось, что я всегда очень хотел делать сайты, игры, презентации — любые интерактивные форматы подачи творческой сущности. Это меня незаметно привело к моей професссии.
- Хороший креативщик в рекламе всегда остро востребован. Но отличаются ли навыки и умения, которые необходимы успешному профессионалу в Вашей области сегодня, от навыков креативных специалистов, скажем, работавших 10-20 лет назад?
- Безусловно. Отличаются очень сильно, и прежде всего это связано с большим диапазоном запросов, которые приходят от клиента. Веер задач вырос экспоненциально: в отличие, от 20-летней давности, где задачи креативного директора ограничивались 20 типами, теперь каждый новый бриф — это новая форма разработки идеи и стратегии. Вы не знаете, что будет написано в следующем брифе: СММ, ролик, промосайт, евент, коды под крышками, репутационный менеджмент или коммуникационная стратегия. Чтобы быть востребованным сегодня, нужно уметь работать не с содержанием рекламы, а с ее формой.
- Каким будет завтрашний день профессии Креативного директора в рекламном агентстве?
- Я думаю, это будут совершенно разные люди из разных профессий, с совершенно разным опытом.
- Поясните, пожалуйста, на примерах, какие профессии подразумеваются, какой опыт?
- Имеется в виду, что люди будут приходить в креативные директора из совершенно неожиданных отраслей: программисты, социологи, психологи, стартаперы и т.д. Я думаю, что традиция приходить из арт-директоров и копирайтеров скоро вымрет.
- Из каких профессионалов состоит сегодня Ваша креативная команда?
- Мы находимся на стыке разных коммуникаций, поэтому в агентстве у нас как и разработчики (дизайнеры, программисты), так и специалисты из маркетинга (стратеги, арт-директора, копирайтеры). С одной стороны — в это сложно влиться и понять такую систему. С другой стороны — мы можем реактивно решать очень большой спектр задач и готовить многогранное предложение.
- Приведите, пожалуйста, примеры наиболее удачных рекламных кампаний, которые Ваша команда провела в последнее время? В чём секрет их успешности?
- Автостопом до Гаванны, Зеркалочка, Touch-Z. Можете посмотреть весь список на Red Keds.Успешность всегда в командной работе и ответственности выполнения каждого сотрудника.
- Назовите, пожалуйста, какие профессии в рекламе и маркетинговых коммуникациях Вы считаете самыми востребованными на следующие 10 лет?
- Считаете ли Вы обязательным для успешной работы в рекламной индустрии наличие специального образования? Если да, то какие ВУЗы или курсы дают сегодня, на Ваш взгляд, наиболее сильную подготовку для работы в креативной рекламе?
- Я очень хочу, чтобы такое образование появилось. Пока что (к сожалению) я не увидел в институтах достаточно современного образования в области digital-коммуникаций. Мы сделали и продолжаем делать свои курсы ИКРа, где мы готовим специалистов, которых не стыдно будет взять себе (и нашим коллегам) на работу.
- Расскажите о курсах подробней, чему учат, кто преподаёт?
- Подробнее можно ознакомиться на IKRAIKRA.ru. В целом, мы стремимся развивать эту программу в направлении разных профессий: стратегия, креатив, продюсирование и т.д. Нам нужно создавать новое поколение классных и серьезных специалистов. Преподают в основном профессионалы отраслей, практики, которые дают действительно существенные и полезные знания.
- Каковы Ваши личные критерии при выборе сотрудника? Какие профессиональные качества являются преимуществом при равном опыте?
- В первую очередь я смотрю на разностороннее развитие, наличие ремесла, готовность работать по креативным методикам.
- Какие советы Вы дали бы начинающим рекламистам - три правила успешной карьеры, исходя из Вашего опыта в профессии?
а) работать долго на одном месте;
б) держаться за команду;
в) изучать креативные методики.
- Кого из Ваши коллег и конкурентов Вы считаете самыми профессиональными Креативными директорами?
- Знаю около 10-15 хороших креативных директоров. На весь СНГ. И они все на расхват, либо владельцы уже своих компаний.
- Назовите, пожалуйста, три лучших книги о креативе и рекламе, которые необходимо прочесть?
- Я рекомендую 'Культурный Код' (Клотер Рапай), 'Игры, в которые играют люди' (Эрик Берн), 'ТРИЗ' (Генрих Альтшуллер).
Вообще, читать и изучать нужно совершенно разный междисциплинарный материал. Креативный директор складывается из мозайки тысячи профессий.