На рынке услуг по бережливому производству появился новый обучающий продукт «Как рассчитать экономическую эффективность от внедрения Лин-проектов»
4 сентября «Институт «Оргпром» по многочисленным запросам своих слушателей выводит на российский рынок обучающих программ в области бережливого производства новый продукт – семинар «Как рассчитать экономическую эффективность от внедрения Лин-проектов».
Семинар пройдет в Екатеринбурге. В мероприятии примут участие руководители НПО «Наука», ЭПО «Сигнал», НПК «ВИП», «Инбуко», Южно-уральский филиал Федеральной пассажирской компании, представляющие различные отрасли и рынки. Приглашены другие компании, реализующие Лин-программы и руководители которых хотят видеть в цифрах эффект от бережливого производства.
Слушатели научатся рассчитывать экономическую эффективность от мероприятий по бережливому производству и освоят методику, которую используют успешные предприятия в России и за рубежом.
Автор и ведущий нового семинара - Андрей Логинов, тренер ГК «Оргпром», специалист в области менеджмента качества, имеющий 6-летний опыт внедрения, обучения и аттестации производственных систем на основе бережливого производства в компаниях Ural Boeing Manufacturing, ВСМПО-АВИСМА, подразделениях «РЖД», «Оборонпрома», «Татнефти», «Евроцемента», УГМК, «Уральском заводе гражданской авиации». Перед стартом проекта мы задали ему несколько вопросов.
- Андрей Иванович, для чего надо рассчитывать экономическую эффективность?
- Тринадцатый принцип «Дао Тойота» гласит: «Принимай решение, не торопясь, на основе консенсуса, взвесив все возможные варианты; внедряя его, не медли». Принципы «Дао Тойота» - есть основа бережливого производства. Когда мы планируем какие-либо изменения, необходимо понять: устранение потерь - это изменение производственной системы? Зачем нужны эти изменения? Какие цели мы преследуем, внедряя инструменты бережливого производства? Для того, чтоб понять о чем я, говорю надо вспомнить определение понятия «потеря» или японское слово «муда». Потеря это – все то, что поглощает ресурсы предприятия, но не несет никакой потребительской ценности. Иначе говоря, потери находятся в себестоимости процесса производства, они поглощают производственные ресурсы и при этом не компенсируются покупателем. Соответственно, чтобы увидеть потери, их необходимо знать, но это классика, очень важно оцифровать потери, т.е. увидеть не только потери сами по себе, но и те ресурсы, которые они потребляют.
Чтобы увидеть потери в цифрах, так необходимых для менеджмента и владельцев компании, необходимо цифровые показатели потерь перевести в деньги. Нет более убедительного аргумента внедрения бережливого производства на предприятии, чем количество денежных средств, поглощаемое потерями.
Также хочу добавить, часто руководители воспринимают бережливое производство как некое модное течение, и, проводя изменения на производстве, подходят очень поверхностно к Лин-программе. В 5С видят не больше чем просто наведение прядка на участке или рабочем месте. А ведь такое применение инструментов - это уже потеря, т.к. человеческие и материальные ресурсы для выполнения мероприятий по 5С отвлекаются, но для клиента нет никакой ценности в том, как выглядят наши рабочие места. Мне довелось видеть целые предприятия с начищенными до зеркального блеска полами, сверкающие в лучах светильников станки и т.д., но при проведении диагностики оказывалось, что производительность после внедрения таких улучшений… снизилась в семь раз. Возникает вопрос, какой смысл в таком «бережливом производстве»? Кому нужны такие «потемкинские» деревни? Прежде чем начинать внедрение инструментов бережливого производства необходимо все грамотно взвесить посчитать экономическую составляющую предстоящих проектов. В своем курсе я раскрываю многие аспекты расчета экономической эффективности от Лин-мероприятий.
- И как это - рассчитать экономическую эффективность?
- Вопрос одновременно как очень простой в практическом действии, так и очень сложный в смысле короткого ответа на него. Именно поэтому сейчас я занят тем, что создаю курс «Методика расчета экономической эффективности».
- Приведите, пожалуйста, примеры из своей личной практики, как считали, что из этого получилось…
- Технологи одного из машиностроительных предприятий теперь постоянно заняты тем, что рассматривают и сокращают время переналадок оборудования, тем самым получая дополнительное время работы станков для создания потребительской ценности продукта. А началось все с того, что руководители предприятия, отдавая дань моде, и для отчетности перед владельцами компании пригласили специалистов по бережливому производству (сегодня это своеобразный «хороший тон» в производственной среде). В ходе диагностики производства были выявлены и оцифрованы потери простоев оборудования по причине длительных переналадок. По итогам внедренных мероприятий экономический эффект от устраненных потерь составил 36млн.рублей и это только на одной производственной цепочке. Конечно, и менеджеры этой компании теперь относятся к методам бережливого производства абсолютно прагматично, как к рабочему инструменту, помогающему в процессе развития компании и обеспечении ее конкурентоспособности.
- Почему не называете компанию? Производственные предприятия скрывают показатели экономического эффекта от бережливого производства?
- Конечно, зачастую скрывают, ведь Лин сегодня - это составляющая конкурентной борьбы на рынке.
- Кто на предприятии должен заниматься расчетом экономической эффективности от внедренных Лин-мероприятий?
- Как правило, штатные экономисты компании. А руководитель, инициирующий программу, должен хорошо представлять, что и как надо считать.
Считаю необходимым и очень своевременным создание курса по расчету экономической эффективности. Чтобы экономить и реально повышать производительность, надо научиться считать. На практике еженедельно вижу потребность в таких знаниях у наших коллег по развитию производственных систем - независимо от отрасли, в которой работает компания.
«Оргпром» – ведущая российская группа компаний, оказывающая полный спектр услуг по обучению и освоению концепции бережливого производства (Lean Production, Лин, Кайдзен, Toyota Production System). Среди клиентов Оргпрома – Русал, КАМАЗ, Газпромнефть, РусГидро, Корпорация Иркут, Комбинат Магнезит, Сибур-Русские шины, ВСМПО-АВИСМА, Татнефть, Тиккурила и другие компании России и СНГ.