Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Рынок строительной химии: перспективы и точки роста сектора». Её участники отмечают, что, несмотря на насыщенную конкурентную среду, отечественные производители химических добавок занимают ведущие позиции на рынке строительной химии. Эксперты прогнозируют, что в силу ряда объективных факторов доминирование российской продукции на данном рынке сохранится в ближайшие годы.
Российский рынок строительной химии характеризуется развитым внутренним производством, отмечают участники организованной «ФИНАМом» конференции. Доля импорта добавок в бетоны в России не менялась порядка 10 лет к ряду и колеблется в пределах 10%, констатирует исполнительный директор ОАО «Полипласт» Радик Фазлыев.
При этом ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что процесс импортозамещения идёт очень активно: «У компании BASF уже есть завод в Подольском районе Московской области по производству строительной химии, и строится второй в казанском технополисе Химград, швейцарская компания Sika в начале октября открыла уже третий завод в России, итальянская компания Mapei строит второй свой завод на Урале, рассматривается возможность строительства и третьего производства – в Сибири».
Конкурентная среда на отечественном рынке строительной химии, по оценкам участников конференции, является насыщенной. Тем не менее, лидерство в сегменте строительной химии уверенно удерживают отечественные производители. «Отрасль достаточно развитая, и отечественные производители умеют работать в этом рынке. Китая на данном рынке практически нет. Из европейцев долю имеют только те, кто построил сеть внедрения и сопровождения. И барьеры входа здесь обусловлены, кроме, безусловно, качества продукта, способностью его подобрать, внедрить, своевременно в нужном виде привезти и, если надо – ответить за результат», - говорит г-н Фазлыев.
На сегодняшний день около 51% российского рынка строительной химии контролирует ОАО «Полипласт», отмечает аналитик «Рай, Ман энд Гор Секьюритиз» Ксения Арутюнова: «Ближайший конкурент “Полипласта” занимает лишь 11%-ю долю рынка. Еще семь крупнейших игроков контролируют от 1 до 7%, совокупно занимая 24%. Прочие игроки контролируют в сумме 14% рынка. Мы считаем, что “Полипласт” занимает устойчивое положение на рынке химических добавок».
Для успеха на рынке необходимо постоянно расширять товарную линейку, повышать квалификацию технологов, вести образовательную работу, утверждает г-н Фазлыев: «Мы создали собственный научно-технический центр, школу обучения, выпустили учебник, постоянно, не менее 2-х раз в год проводим семинары в каждой области. Благодаря этому мы не только удерживаем позиции, но и планомерно наращиваем долю рынка». По его словам, на крупных рынках (например, Москвы и Санкт-Петербурга) потребитель без проблем может приобрести разнообразную продукцию всех именитых западных брендов, тогда как в глубинке о ней вряд ли что-то слышали. «Поэтому одним из основных конкурентных преимуществ компании, продающей строительную химию, является сеть дистрибуции и технической поддержки», - резюмирует он.
С экспертом согласен менеджер отдела корпоративных финансов ОАО «Промсвязьбанк» Павел Никачев, отмечающий, что наилучшие перспективы наращивания рыночной доли в сегменте строительной химии имеют производители высококачественной продукции с широкой сбытовой сетью.