Многие импортеры электронной техники помнят, как в феврале 2012 года ФТС России разослала всем таможенным органам телетайпограмму (от 14.02.2012 № ТФ-162), согласно которой все планшетные компьютеры, изготовленные компанией Apple марки Ipad, надлежало классифицировать как вычислительные машины (т.е. по коду ТНВЭД, влекущему нулевую ставку пошлины).
Примечательным являлся тот факт, что в телетайпограмме прямо оговаривалось, что данные «планшетники» могут содержать встроенный GPS-модуль. А ведь вплоть до настоящего времени точно такие же компьютеры других производителей классифицируются таможнями как GPS-навигаторы, что влечет пятипроцентную ставку пошлины.
11 мая ФТС отменила данную телетайпограмму (приказ № 906 от 11.05.2012) в связи с тем, что в апреле было издано письмо ФТС, согласно которому все планшетные компьютеры, содержащие в себе систему навигации, должны классифицироваться именно как компьютеры (то есть по нулевой ставке пошлины). По словам чиновников, они руководствовались недавним решением Всемирной таможенной организации.
Казалось бы, теперь все встало на свои места и все импортеры «навигационных планшетов» должны быть довольны. Однако в таможенной сфере не бывает ничего однозначного. Так, Федеральная антимонопольная служба до сих пор проводит расследование по факту февральской телетайпограммы ФТС. Действительно, на каком основании ФТС «пожаловала» нулевую ставку пошлины одному конкретному производителю на два месяца раньше, чем всем остальным? Мы попросили прокомментировать эту ситуацию управляющего партнера юридической компании IFCG Вячеслава Калинина:
— Классификация конкретных марок и моделей товаров не должна происходить в рамках писем и телетайпограмм ФТС (для этого существуют предварительные решения по классификации товаров, которые принимаются ФТС в частном порядке по запросам импортеров).
В этой связи немаловажным является еще одно обстоятельство: по имеющейся у нас информации российские представители Apple уже получили данное предварительное решение. По общему правилу, импортеры планшетных компьютеров других брендов могут также ссылаться на данное решение и требовать при таможенном оформлении применения нулевой ставки пошлины. Однако на практике, если импортер не может представить решение на свой собственный товар (а лишь ссылается на информацию о чужом решении) таможня вправе выбирать: согласиться с ним или нет.
— Участники внешнеэкономической деятельности, хоть раз обращавшиеся в ФТС за получением предварительного решения по классификации, знают, как нелегко его получить (ФТС запрашивает большой объем документов, отказывает по формальным причинам, затягивает сроки и т.п.). В связи с этим, можно утверждать, что вплоть до настоящего времени ворота на российский рынок планшетных компьютеров гораздо шире раскрыты для Apple, чем для остальных брендов (по имеющимся сведениям, цена на «планшетники» Apple заметно снизилась за последние три месяца), — подводит итог Вячеслав.
В заключение хотелось бы задать два извечных русских вопроса в слегка перефразированной форме: кто виноват в двойных стандартах и что делать обычным, рядовым импортерам?
Дипломатично игнорируя первый вопрос, Вячеслав отвечает на второй с оптимизмом:
— Нельзя сдаваться! Свои права можно и нужно отстаивать, в том числе в современной России. Обращайтесь в ФТС с заявлениями, невзирая на отказы и игнорирования, обжалуйте неправомерные действия и бездействия ФТС в суд. Наша практика по судебной защите интересов участников ВЭД показывает, что суды в большинстве случаев встают на нашу сторону. Да и предварительные решения по классификации, содержащие верный приемлемый код, ФТС выдает по нашим запросам – важно четко и юридически грамотно составить заявление и прочие документы.