Покупка и продажа недвижимости, как известно, дело не самое простое, даже при всей развитости современного рынка. Каждый из его участников преследует свои цели и защищает свои интересы, так что быстро найти подходящее жилье по нужной цене удается далеко не всегда. Не то чтобы это являлось абсолютно невыполнимой задачей, но человеку, вышедшему на рынок впервые, придется потратить на неё массу сил и времени. Гораздо проще обратиться к опытному риэлтору, который поможет быстро найти необходимую жилплощадь по привлекательной цене. Однако при совершении сделки зачастую встает вопрос: кто же должен оплачивать услуги риэлтора, продавец или покупатель? Ведь его работа выгодна обеим сторонам. О существующей практике рассказывают специалисты ГК «МИЦ».
Так уж складывается, что пока единого ответа на данный вопрос нет. Все дело в том, что практика в данной сфере начала формироваться в нашей стране тогда, когда спрос на жилье серьезно превышал предложение. Это привело к своеобразному «диктату» со стороны продавцов, когда они могли выдвигать свои условия не только в плане стоимости квартиры, но и по оплате сопутствующих расходов. Соответственно и агентства, занимающиеся недвижимостью, искали в первую очередь продавцов квартир, а не покупателей.
Однако в период кризиса 2008 года ситуация изменилась с точностью до наоборот. Серьезное снижение спроса на недвижимость привело к тому, что теперь уже продавцы стали активно искать покупателей и были готовы сами оплачивать все комиссионные сборы. Отреагировав на изменение рынка, риэлторы стали предлагать новую услугу – продажу квартир за определенный процент от сделки, уплачиваемый уже продавцом. Суровые законы рынка, основанные на принципе «кто заинтересован, тот и платит» в этот раз пошли на пользу покупателю.
По словам специалистов ГК «МИЦ», снижение спроса на жилое имущество привело также к увеличению срока продажи. Отдельному продавцу стало сложно выделиться среди всего многообразия предложений, от этого процесс продажи вырос до 3 и более месяцев. Однако после кризиса 2008 года многие покупатели стали сами оплачивать комиссионные проценты, руководствуясь в первую очередь собственной безопасностью и удобством. К тому же по сравнению с докризисными временами стоимость риэлторских услуг значительно снизилась, так что их оплата перестала являться для обеих сторон делом принципиальным.
Отдельно стоит упомянуть такой вид сделки, как альтернативная, при которой происходит продажа одного объекта с последующей покупкой другого. Так как в этом случае один и тот же человек является и продавцом, и покупателем, стоимость риэлторских услуг требует дополнительных расчетов. Какого-то единого порядка по их оплате не существует, каждая сделка обсуждается индивидуально.
Подводя итоги, можно сказать, что на современном рынке недвижимости комиссионные услуги оплачивает тот, кто больше заинтересован в результате. Будет ли что-то меняться в дальнейшем, пока сказать трудно, но российский рынок недвижимости не стоит на месте, и потому изменения вполне возможны.