Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Будущее Росфинагентства: национальному благосостоянию назначат управляющего». Часть её участников считает, что создание специального агентства позволит повысить эффективность управления национальными резервами. Другие же эксперты настроены более пессимистично, считая, что новая структура приведёт к ослаблению контроля над Резервным фондом и ФНБ со всеми вытекающими рисками.
На рассмотрении депутатов Госдумы РФ находится законопроект о создании Росфинагентства – специализированного агентства по управлению средствами Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ, а также госдолгом. Идея создания Росфинагентства (РФА) – изначально правильная и здоровая, и лежит в русле мировых тенденций, считает председатель попечительского совета Фонда «Институт посткризисного мира» Юрий Данилов: «Еще в начале 2000-х функции управления государственным долгом были выделены в специальный орган в Великобритании (DMO), Швеции (Контора шведского национального долга), Португалии (Институт управления общественным кредитом). Сейчас к этим странам добавились Германия, Франция, Сингапур, Ю. Корея, другие вполне достойные страны и субсуверены». Основной причиной создания специального органа эксперт называет необходимость устранения конфликта интересов Минфина и нацбанка при управлении госдолгом (равно как и при управлении суверенными фондами), желание сблизить функции технического эмитента, управляющего долгом гаранта по обязательствам и упрощение технологии госуправления.
Создание специализированной структуры, занимающейся управлением «подушки», является сейчас оптимальным решением, уверен аналитик ИХ «ФИНАМ» Антон Сороко: «Учитывая объем средств, которые требуется инвестировать, логичным выглядит наделение этим функционалом обособленной структуры, которая будет сосредоточена на выполнении поставленных задач». Эксперт добавляет, что создание Росфинагентства в форме акционерного общества наиболее эффективно с точки зрения раскрытия информации, что не предусмотрено для госкорпораций.
Прежняя форма не позволяла привлечь к управлению профессиональных управляющих и заинтересовать их вознаграждением от прироста активов, отмечает главный экономист Института «Центр развития» Валерий Миронов: «Представьте, что чиновник внутри Минфина или ЦБ успешно управлял бы ЗВР, прирастил их стоимость и получил бы комиссию в миллионы долларов. Разве это долго бы продлилось? Значит, эффективность управления деньгами была бы низкая». По мнению г-на Миронова, получая вознаграждение от прироста стоимости активов без ограничений, менеджер портфеля будет более креативен, чем работая за зарплату чиновника. Наконец, создание еще одного органа позволит снизить остроту проблемы монополии на управление золотовалютными резервами (ЗВР), то есть, усилится взаимная конкуренция, так как поначалу Росфинагентству дадут «поиграть» 10% ЗВР.
Впрочем, идею Росфинагентства поддерживают не все участники конференции. «Самое главное, что из управления средствами Резервного фонда исключается ЦБ, который по конституции отвечает за стабильность денежного обращения и устойчивость рубля. При этом в законе допускается банкротство специализированной финансовой организации. Следует обратить внимание, что Центральный банк, как это предусмотрено законом о ЦБ, осуществляет операции со средствами федерального бюджета безвозмездно. ОАО “Росфинагентство” будет те же операции с теми же активами осуществлять за вознаграждение, плюс ему должны компенсироваться расходы в связи с выполнением этой функции. На этот факт обращается внимание в заключении Правого управления Государственной Думы», - говорит депутат, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.
С несколько другого ракурса оценивает инициативу директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Прежняя форма управления фондами осуществлялась Минфином, то есть за государственную зарплату и без заоблачных бонусов, с потенциальной возможностью контроля операций и, главное, с ответственностью в случае выявления злоупотреблений со стороны руководства Минфина, что затрудняло процесс воровства».