21 февраля 2013 г. в Москве состоялось совещание отраслевого отделения по логистике общероссийского общественного объединения «Деловая Россия». В совещании приняли участие представители крупных логистических компаний - лидеров рынка: Санна, Альбакор, Metro MGL, STS Logistics, Kuhne & Nagel, TranKo, ПЭК и другие.
На совещании обсуждались самые актуальные на сегодняшний день темы отрасли: ограничение въезда грузового транспорта на МКАД, оптимизация работы парковок для грузового транспорта на основных магистралях, сезонные ограничения по нагрузкам на ось и общую массу транспортного средства, а также борьба с нелегальными посредниками при автоперевозках и уход от оплаты налогов (НДС) при работе с перевозчиками-ИП.
Свою позицию по поводу ограничения въезда грузового транспорта на МКАД отраслевое сообщество определило еще в начале февраля на совещании в департаменте транспорта и развития транспортной инфраструктуры г.Москвы и выступило со следующими предложениями:
•Сделать инициатором получения годовых и разовых разрешений грузовладельцев, заинтересованных в погрузке или выгрузке грузов на МКАД или между МКАД и МОЖД;
•Отказаться от указания маршрута в пропуске;
•При выдаче пропусков - отказаться от предоставления всей цепи договоров от грузовладельца до владельца подвижного состава – указывать только грузовладельца и номер машины подрядчика;
•Получение пропусков должно быть на сайте госуслуг и занимать не более одного часа, а лучше – он-лайн (при предоставлении и полноте требуемого комплекта документов);
•Возможность сопряжения сайта госуслуг, выдающих пропуска, с TMS (ERP) грузовладельца;
•Возможность использовать единую индустриальную платформу log4pro.com для коммуникации с сайтом госуслуг получения пропусков на МКАД;
В месте выдачи пропусков (ул.Вавилова, д.5) сообщили, что практика выдачи пропусков будет предусматривать облегчение требований, изложенных в 833-ПП от 26.12.2012, в том числе:
•будет достаточно предоставить копию ПТС (не оригинал и не нотариальную копию), достаточным доказательством того, что перевозчику необходимо ездить в Москву, будет являться его контракт/договор с грузовладельцем (при этом нужно будет оставить копию с заштрихованной ценой).
•В один пропуск могут быть вписаны до 5 автомобилей, но единовременный въезд возможен только для одной транспортной единицы из списка.
Разрабатывается вопрос о повышении штрафов за нелегальный проезд фур на территорию Москвы (до 10 000 рублей): при проезде от МКАД до ТТК машина регистрируется как минимум тремя камерами, штраф составляет 300 руб. с камеры.
Отмечено противоречие в применении правил: Правительство города Москвы предполагает использовать видеорегистраторы для проверки наличия пропусков и в случае их отсутствия выписывать штрафные квитанции автоматически, ГИБДД считает необходимым останавливать машины, проводить проверку и при отсутствии пропуска разворачивать её обратно.
Предложенные решения для облегчения получения пропуска:
•Собственная электронная платформа запроса на выдачу пропусков: разработка подачи документов для получения разрешения на въезд в электронном виде.
•Необходимо указать, по каким конкретно маршрутам транспортное средство будет ездить весь год -в качестве универсального решения было предложено указывать «ул.МКАД» и все лучевые дороги, чтобы избежать детального описания маршрута. Это противоречит желанию Правительства Москвы иметь статистику о соответствии фактических маршрутах транспорта заявленным при подаче комплекта документов.
•Письмо-ходатайство от грузовладельца для упрощения процесса выдачи пропуска перевозчику.
По информации представителей Правительства Москвы в течение 2-3 месяцев будет проведен тендер на электронное оформление пропусков с сайта госуслуг ( на данный момент получение разового пропуска занимает до 3 часов, годового – 15 дней). Идея заключается в том, чтобы владелец груза по факту получения заявки на перевозку разместил информацию на портале госуслуг и получил разовый пропуск на въезд на МКАД в режиме он-лайн.
Участники совещания оценили возможность связи единой платформы логистических услуг log4pro.com с сайтом госуслуг и возможность автоматической передачи полного комплекта документов на сайт госуслуг для получения пропуска, как необходимую для нормального функционирования рынка автоперевозок после 01.03.2013.
Альтернативный вариант МКАДу – проезд по ЦКАД (по «бетонке»): при отсутствии пробок скорость движения составляет 30 км/ч, при наличии пробок – 10 км/ч, что в среднем увеличивает время перевозки на 3 часа и влечет за собой увеличение стоимости перевозки.
Основные нерешенные вопросы:
•Как доказать связь грузовладельца и склада погрузки?
•Что есть транзит? Считается ли транзитом, например, движение по МКАД из Домодедово (логистический парк «Северное Домодедово» на Ленинградское шоссе (МЛП «Черная Грязь»)?
В связи с ограничениями по времени заезда большегрузного транспорта на МКАД и территорию г.Москвы крайне актуальной стала тема парковок на основных магистралях и наличие парковочных мест как таковых.
По данным, опубликованным в презентации министерства транспорта Московской области, необходимо 15000 парковочных мест, на сегодняшний день существует только около 4700, как минимум 30% из них более не используются по назначению. По данным, предоставленным компанией ПЭК, стоимость парковки увеличилась до 250 руб./час, что значительно повышает ставки на фуры и увеличивает стоимость грузоперевозок по Москве с 01.05.13.
Для удобства перевозчиков на платформе LOG4PRO (log4pro.com) реализуется возможность предварительного онлайн-бронирования парковочных мест.
В ближайшее же время логистический мир столкнётся с ещё одной проблемой – введением сезонных (паводковых) ограничений, которые принимаются для сохранения состояния дорожного покрытия и обеспечения безопасности дорожного движения. Сроки ограничений ежегодно устанавливаются Правительством, штраф за нарушение на данный момент составляет 1500 - 2000 рублей и временное лишение прав для водителей, 20 000 рублей для административного лица и до 500 000 рублей для юридического лица плюс выплата компенсации за нанесённый дорожному покрытию ущерб.
Способ получения на сегодняшний день также является непростой задачей, которую отраслевое отделение по логистике предлагает решить на базе электронной платформы LOG4PRO. Пока что разрешение можно получить за 2 дня до отправки транспорта в пункте, откуда транспортное средство будет выезжать. Оплата услуги составляет 500 рублей, также необходимо оплатить компенсацию ущерба. При наличии постоянного маршрута движения возможно получение разрешения сроком на 3 месяца. Наличие разрешения не гарантирует, что сотрудник ГИБДД не остановит транспортное средство для проверки. Разрешение должно быть отправлено по факсу во все пункты по маршруту следования ТС, где они должны быть согласованы на местном или федеральном уровне.
У Правительства Москвы готов проект приказа, который скоро будет опубликован на официальном сайте. На данный момент период ограничений охватывает 01.04.13-25.06.13, хотя по закону не должен превышать 30 дней (при необходимости период может быть официально удлинён на 10 дней).
В законопроекте также указан достаточно большой список исключений из данного правила (провоз топлива, воды и т.п.), также ограничения на проезд не распространяются на иностранные ТС, следующие по TIR.
Участниками рабочей группы было принято решение принять следующие необходимые меры:
•Собрать информацию по периодам ограничений на едином информационном сайте госуслуг: министерства транспорта или общественной платформы (например, log4pro.com ).
•Установить меры контроля при неисполнении закона, одинаковые для всех участников рынка (сегодня местные автоперевозчики в сговоре с сотрудниками местных ГИБДД имеют возможность решить вопроса перевеса на оси за символическую сумму).
•Собирать деньги на ремонт дорожного покрытия в виде предоплаченного штрафа.
•Собирать деньги не только с перевозчика, но и с отправителя груза с целью вовлечь грузоотправителя в ответственность за погрузку объема и веса груза, не превышающего пороговые значения перевеса на оси .
Альтернативные возможные варианты: создание платных дорог, оплата отдельных сезонных тарифов.
Ещё одна проблема, решение которой представляется возможным при использовании для проведения тендеров и сделок для перевозок электронной платформы LOG4PRO, является систематическая неуплата и отмывание НДС ИП и некоторыми компаниями. Крупными компаниями, ведущими честный бизнес, выдвинуто предложение обратиться с официальным письмом в Федеральную налоговую службу для проверки и ужесточения контроля уплаты налога экспедиторскими компаниями, а также предложить использовать LOG4PRO как инструмент для обеспечения максимальной прозрачности процесса заключения сделок и проведения перевозок.
Представитель компании «Альбакор» вышел с предложением создать новую рабочую группу по морским перевозкам. В течение 5 рабочих дней будет разослан список уточненный вопросов для обсуждения на следующем совещании отраслевого отделения по логистике.