За последнее десятилетие в бюджетной системе Российской Федерации произошли значительные изменения. Законодательные новации в области финансового управления заставили пересмотреть подходы к ведению бухгалтерского учета и его информатизации. В очередном выпуске корпоративного издания Компании БФТ о возможностях централизованного бюджетного учета в рамках комплексной системы «АЦК-Бюджетный учет» нам подробно рассказал руководитель производственного центра «Бюджетный учет» Компании БФТ, член президентского совета Института профессиональных бухгалтеров Московского региона (ИПБ МР), заместитель председателя комитета по бухгалтерскому учету ИПБ МР Виталий КОЛИК.
- Виталий Олегович, чем сегодня обусловлена необходимость централизации бюджетного учета?
- Вы видите, насколько быстрыми темпами в последние годы идет в нашей стране процесс создания электронного государства. В рамках электронной модели государственного управления реализуются проекты по электронному здравоохранению, образованию, госуслугам и т.д. Финансовый сектор системы государственного управления, конечно же, не стал исключением. Электронный бюджет – это, несомненно, основа, важнейший элемент в структуре электронного государства.
Электронный бюджет – это не просто перевод всей информации в электронный вид. В первую очередь, Электронный бюджет – это трансформация бизнес-процессов, процессов сбора, обработки и анализа информации. Управление процессами в режиме реального времени, единая информационная среда, открытость бюджета для всех граждан страны, региона или муниципалитета – эти задачи требуют централизованных веб-ориентированных решений. Такие решения сегодня объединяют под общим названием «облачные».
- Возможно ли применение облачных технологий при построении централизованного бюджетного учета на основе «АЦК-Бюджетный учет»?
- Наше решение «АЦК-Бюджетный учет» полностью построено на облачных технологиях и предназначено для создания единого пространства бухгалтерского учета для всех участников финансового сектора публично-правового образования. Методологически такой подход опирается на Единый план счетов бухгалтерского учета и, с точки зрения Электронного бюджета, является его краеугольным камнем. Посудите сами: все факты хозяйственной деятельности регистрируется в централизованной системе бухгалтерского учета с применением единых реестров и классификаторов. Эти данные являются единственным достоверным источником детальной информации для практически всех остальных подсистем Электронного бюджета. Планирование и исполнение бюджета, управление закупками и бюджетная отчетность, контрольно-ревизионные и аналитические системы – все опирается на фактические учетные данные. Реализация этой идеи позволила нам совсем по-иному взглянуть на привычные вещи.
- А в чем отражается описываемый Вами новый подход к организации централизованного бюджетного учета?
- Представьте, мы с Вами уже не разделены расстояниями, не ограничены границами функциональных подразделений, мы можем строить нашу работу так, словно все мы - пользователи одной глобальной системы. Где документ всегда вводится один раз, где юридически значимый электронный документооборот связывает учреждения, учредителей, финансовые органы, другие комитеты и ведомства, где процесс контроля и санкционирования осуществляется непосредственно в момент регистрации хозяйственной операции, где все данные для анализа финансово-хозяйственной деятельности публично-правового образования доступны в режиме онлайн и при этом детализация возможна вплоть до первичного документа. То, что вчера для Вас было лишь смелой мечтой, вместе с нами сегодня – результат «прямо из коробки».
Централизовав учет технически, Вы можете управлять уровнем организационной интеграции: создавать централизованные бухгалтерии или расформировывать их, использовать внутренний или внешний аутсорсинг услуги по ведению бухгалтерского учета, количественно оценивать эффективность выбранного подхода. При этом работа с первичкой, анализ информации, подписание документов может быть перенесена непосредственно в учреждение, а контрольные функции – к учредителю.
Конечно, для комплексной реализации всех вышеперечисленных задач мы не смогли ограничить рамки системы только бухгалтерским учетом. Нам потребовалось реализовать тесную, бесшовную интеграцию с другими системами Электронного бюджета. Единая точка входа во все системы, сквозная электронная подпись, онлайн взаимодействие между системами, согласованная технология работы, централизованное администрирование и сопровождение – все должно работать как единый комплекс.
- Какие результаты можно ожидать от внедрения «АЦК-Бюджетный учет»?
- Как результат, централизованное внедрение решения обеспечит формирование на уровне региона или муниципалитета достоверной отчетности, позволит последовательно снижать затраты на ведение учета, оперативно управлять активами и обязательствами, анализировать в режиме мониторинга финансовое состояние как учреждений, так и публично-правового образования в целом.
Об этом и еще многом другом Вы можете узнать в январском выпуске корпоративного издания Компании БФТ.
Подробно о продукте.
«АЦК-Бюджетный учет» - это:
•централизация ведения учета государственных (муниципальных) учреждений в отраслевых и межотраслевых Центрах бухгалтерского учета (централизованных бухгалтериях);
•работа учреждений всех типов и отраслей в единой базе данных региона (муниципального образования);
•построение полностью электронного взаимодействия между учреждением, учредителем и органом, осуществляющим кассовое исполнение бюджета;
•получение достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений в режиме мониторинга;
•поддержание единых методологических стандартов бухгалтерского учета и единой нормативно-справочной информации для всех учреждений публично-правового образования;
•использование централизованных данных для автоматического формирования достоверной отчетности – регламентированной и оперативной в произвольных разрезах и группировках, ее свод и консолидация;
•сокращение затрат на организацию бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержание штатной численности бухгалтеров, а также хозяйственных расходов на обеспечение их деятельности;
•закрепление за руководителем/главным бухгалтером только управленческих и административных функций (контроль за ведением бухгалтерского учета, процессом подготовки и сдачи бухгалтерской отчетности, анализ и оперативное управление деятельностью учреждения).
О БФТ:
Компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ) была создана в 1997 году и на текущий момент занимает одно из лидирующих положений в сфере управленческих и информационных технологий для государственного и муниципального управления. Компания входит в группу компаний IBS – лидера рынка информационных технологий и консалтинга в России.
Основной целью деятельности Компании является обеспечение возможности эффективно и своевременно решать задачи государственного/муниципального управления и оказания государственных и муниципальных услуг в каждом поселении, каждом муниципальном образовании, каждом регионе России.
Продуктовая линейка Компании охватывает ключевые сферы государственного и муниципального управления:
•Управление государственными финансами региона (АСУ ГФ);
Решения БФТ разрабатываются с учетом бюджетной реформы, всех требований законодательства РФ и тесно интегрированы друг с другом.
Многолетнее сотрудничество Компании БФТ с органами федеральной и региональной государственной власти, органами местного самоуправления направлено на создание эффективных механизмов государственного/муниципального управления и оказания государственных/муниципальных услуг. Результатом этого сотрудничества стала успешная реализация свыше 2300 проектов в 37 регионах и более чем 8450 муниципальных образованиях Российской Федерации.