В соответствии со статьей 55.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган надзора за саморегулируемыми организациями ведет государственный реестр саморегулируемых организаций. Часть 2 указанной статьи определяет, что в государственном реестре должны быть не только сведения о саморегулируемой организации (наименование, адрес, контактные данные, сфера деятельности), но и сведения о каждом члене СРО:
ИНН, полное наименование, адрес, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, дата его рождения, место жительства;
перечень видов работ, о допуске к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство;
сведения об истории свидетельства о допуске (о приостановлении, возобновлении, отказе в возобновлении, прекращении действия).
Такой реестр нужен многим пользователям. Например, заказчикам строительных работ, чтобы контролировать подлинность предъявляемых свидетельств о допуске, саморегулируемым организациям – для проверки членства в других СРО кандидатов на прием в члены. Сведения о членах СРО требуются судам, правоохранительным и налоговым органам, органам строительного надзора. Ответственным за ведение государственного реестра определен Ростехнадзор еще с декабря 2009 года. Уже 2013 год, а государственный реестр содержит лишь сведения о саморегулируемых организациях. Сведений о членах СРО в государственном реестре пока нет.
Впервые в рамках НОСТРОЙ вопрос о создании единого реестра членов СРО был поднят в Приоритетных направлениях деятельности и задачах Национального объединения строителей на 2010-2011 годы. Пункт 8.3 этого документа
обязал НОСТРОЙ предпринять меры по формированию следующих открытых баз данных:
членов саморегулируемых организаций;
кандидатов в члены саморегулируемых организаций;
организаций, которым отказано во вступление в саморегулируемые организации;
организаций, исключенных из членов саморегулируемых организаций;
физических лиц, ответственных за обеспечение безопасного выполнения строительных работ;
страховых полисов;
страховых случаев.
Все эти базы данных могли быть объединены в одном сводном реестре членов СРО.
В последующем, решением III Всероссийского съезда в Устав НОСТРОЙ был внесен пункт 2.2.11, определяющий, что ведение единого реестра членов саморегулируемых организаций является предметом деятельности объединения.
Указанные нормы появились в Уставе и Приоритетных направлениях деятельности объединения не случайно. Во-первых, уже тогда была очевидна нерасторопность Ростехнадзора по поводу создания государственного реестра. Во-вторых, единый реестр членов СРО в рамках НОСТРОЙ может содержать информацию в отношении каждого члена СРО в объеме, значительно большем перечня сведений, подлежащих отражению в государственном реестре. Например, сведения о сданных объектах, наличии сертификатов соответствия, руководителях компаний и т.д. В-третьих, собственный единый реестр членов СРО в рамках Национального объединения строителей способен обеспечить выполнение целого ряда дополнительных функций, например формирование в автоматическом режиме проектов свидетельств о допуске или выписок из реестра членов. В-четвертых, единый реестр членов мог бы содержать в себе функцию подачи уведомлений саморегулируемых организаций в Ростехнадзор в электронном виде с электронной цифровой подписью.
Стартовой точкой для начала работ по созданию единого реестра членов СРО послужило решение Совета НОСТРОЙ от 15 июня 2010 года. При рассмотрении вопроса повестки дня о форме свидетельства о допуске было дано поручение аппарату НОСТРОЙ обеспечить внедрение программного обеспечения для заполнения бланков Свидетельств о допуске саморегулируемыми организациями в соответствии с унифицированной инструкцией о порядке заполнения Свидетельства о допуске. Было принято решение изучить все существующие программы, используемые саморегулируемыми организациями. 18 июня во все саморегулируемые организации было направлено письмо (исх. №224) с просьбой предоставить сведения об IT компаниях, имеющих наработки в области автоматизации заполнения Свидетельства о допуске. 22 июня 2010 года был издан приказ № 19-A об объявлении конкурса на определение партнера Национального объединения строителей по внедрению программного обеспечения для ведения единого реестра членов СРО и оформления Свидетельств о допуске. Конкурсом заинтересовались 17 компаний разработчиков. Из них 13 подали официальные заявки. В соответствии с условиями конкурса оценке полежали следующие показатели:
1. полнота выполнения программным обеспечением функций, необходимых СРО;
2. сроки внедрения проекта;
3. финансовые условия проекта;
4. репутационная оценка конкурсанта;
5. дизайн, удобство интерфейса;
6. дополнительные функции программного обеспечения.
25 июня 2010 года конкурсная комиссия под председательством вице-президента НОСТРОЙ А.В.Ишина в составе К.В.Холопика, Л.С.Бариновой, И.А.Матюниной, А.В.Хвоинского, А.М.Хачатуряна, Н.Н.Хавка первое место отдала компании «Омегасофтвер», г.Минск.
Сохранилась рукописная версия акта, заполненного сразу после окончания подсчета баллов. Комиссия отметила преимущества программного продукта победителя: полная готовность к внедрению необходимых функций и выгодные финансовые условия проекта. Компания Омегасофтвер единственная из всех участников гарантировала всем СРО незамедлительный бесплатный доступ к вводу информации в единую базу данных членов СРО и пользованию функциями программного обеспечения, в том числе автоматизированной системной заполнения свидетельств о допуске и уведомлений в Ростехнадзор. Программное обеспечение Омегасофтвер по ведению реестра членов СРО было размещено в открытом доступе на сайте www.sro-s.ru. На день конкурса им уже пользовались более 20 саморегулируемых организаций. Вместе с тем, председатель комиссии А.В.Ишин обратил внимание на особенности предложения участника конкурса, занявшего второе место. Программное обеспечение «Электронный реестр СРО» являлось наиболее удачной версией для целей формирования локальных реестров членов СРО. Комиссия решила, что саморегулируемая организация должна сама выбирать способ внесения информации в единый реестр членов СРО:
путем непосредственного ввода информации в единую базу данных;
путем ввода информации в собственную локальную базу данных, с последующей автоматической передачей всей или части информации в единую базу.
В связи с этим комиссия приняла решение объявить победителем еще одного конкурсанта ООО «Центр информационных систем и консалтинга», г.Москва (далее – ЦИСК), предложившего наиболее привлекательное решение в части формирования локальных баз данных. 28 июня 2010 года результаты конкурса утвердил президент НОСТРОЙ Е.В.Басин.
После конкурса с победителями был согласован Акт разделения функций по разработке программного обеспечения для ведения единого реестра членов СРО и оформления Свидетельств о допуске. Правда, руководитель аппарата НОСТРОЙ такой акт не утвердил. Он посчитал, что достаточно оговорить всё устно. Мы определились, что ЦИСК получает поддержку НОСТРОЙ по продвижению на рынке программного обеспечения для ведения реестра членов СРО. При этом Омегасофтвер приняло обязательство добровольно уйти с этого рынка. Была организована целенаправленная компания по продвижению программы ЦИСК, включающая информирование всех СРО о результатах конкурса и проведение серии бесплатных семинаров. В семинарах приняли участие представители около 100 СРО. В течение нескольких месяцев количество СРО, использующих программу ЦИСК «Электронный реестр СРО», увеличилось с 12 до 70. Обучение программе «Электронный реестр СРО» было включено даже в курс 'Эксперт СРО'. Анкетирование 2012 года показало, что 35% СРО купили лицензию на эту программу.
Второй частью договоренности было обязательство Омегасофтвер по созданию на сайте НОСРОЙ единого реестра членов всех СРО. Предполагались следующие способы сбора информации в сводный реестр:
1) конвертация данных из реестров членов СРО, использующих программное обеспечение «Электронный реестр СРО». Обязанность создания конвертора ложилась на ЦИСК;
2) конвертация данных из других электронных реестров членов СРО при согласии владельцев этих реестров. Обязанность создания конверторов ложилась на Омегасофтвер;
3) в случае отказа СРО от сотрудничества - скачивание информации из электронных реестров членов СРО с использованием специальных программ, либо путем распечатки реестров и организации ручного ввода. Эту работу планировалось возложить на Омегасофтвер.
Компания Омегасофтвер в сотрудничестве с ЦИСК бралась обеспечить создание к 1 января 2011 года на сайте НОСТРОЙ единого реестра 80 000 членов СРО, который должен включать в себя не только идентификационные сведения о строительных компаниях, но и данные о видах работ, к которым член СРО имеет допуск, и истории свидетельств о допуске. За эту работу запрашивалось 2 000 000 рублей. В дальнейшем предлагалось существенное развитие реестра за счет появления в нем множества дополнительных функций и информации, которую строительные компании или СРО посчитают целесообразным предоставить. К 2012 году единый реестр СРО должен был стать мощнейшим информационным ресурсом, содержащим большой объем полезной информации, с удобной поисковой системой. Кроме того в рамках реестра должна была появиться функция подачи уведомлений СРО в Ростехнадзор за электронной цифровой подписью. Все это было четко спланировано по датам и объемам финансирования.
Заключение договора с компанией Омегасофтвер было отложено в связи с проведением внеочередного III Всероссийского съезда (сентябрь 2010 года). А после Всероссийского съезда появилось предложение, чтобы подрядчиком НОСТРОЙ по формированию единого реестра членов СРО выступил не Омегасофтвер, а ЦИСК. Внес это предложение вице-президент НОСТРОЙ А.В.Ишин. Руководитель аппарата М.Ю.Викторов поддержал его. ЦИСК предложил условия договора значительно более худшие, чем Омегасофтвер. За те же деньги ЦИСК брался сформировать базу лишь из 30 000 членов СРО. Было непонятно как ЦИСК сможет размещать единый реестр на сайте НОСТРОЙ, если сайт администрирует Омегасофтвер. Возникал еще и вопрос взаимоотношений с Омегасофтвер, который согласно договоренностям уже модернизировал свою программу для целей ведения реестра членов СРО на сайте НОСТРОЙ и сделал интерфейс этого реестра.
Начались переговоры. 26 января 2011 года руководитель аппарата протоколом совещания обязывает подготовить ему план создания реестра членов СРО с учетом необходимости завершить работу к 1 мая 2011 года и обеспечить внесение в реестр сведений о 90 000 организаций. Особо было отмечено о выборе исполнителя без конкурса. Договор № 178/Р между НОСТРОЙ и ЦИСК на формирование реестра членов СРО был заключен только в апреле 2011 года задним числом от 15 ноября 2010 года. Он предусматривал создание базы данных 45 000 членов СРО (без видов работ, к которым имеет допуск член СРО, и истории свидетельства о допуске) и поискового интерфейса на сайте НОСТРОЙ. Стоимость услуг была определена в размере 1 850 000 рублей. При этом ЦИСК заключил договор субподряда с дочерней компанией Омегасофтвер (ООО «Информстрой»), предусматривающий обязанности исполнителя разработать поисковый интерфейс реестра членов СРО на сайте НОСТРОЙ, а также организовать ведение базы данных членов СРО на сервере, включая прием от ЦИСК в определенном формате сведений, подлежащих включению в реестр. Стоимость услуг ООО «Информстрой» определялась в размере 925 000 рублей. ООО 'Информстрой' и в дальнейшем выполнял часть работ по администрированию единого реестра членов СРО, но вознаграждения за это больше не получал.
Следует отметить, что значительная часть первоначального реестра членов СРО (сведения о 23 000 организаций) собиралась без существенных затрат, т.к. хранилась в реестрах программы «Электронный реестр СРО» (администрировал ЦИСК) и в сводном реестре членов СРО сайта www.sro-s.ru (администрировал Омегасофтвер). Однако этого не хватало до 45 000 членов СРО, предусмотренных договором. Было решено несанкционировано «скачать» реестры тех СРО, которые заведомо не дадут согласие на добровольное предоставление своих данных в единый реестр. Так были получены полные данные из реестров известных СРО «Стройрегион», «Строители железнодорожных комплексов», «Объединение инженеров строителей» и ряда других. Реакция была мгновенной. На сайтах этих СРО реестры членов исчезли. Через некоторое время реестры вернулись, но в виде поисковых строк по номеру ИНН или наименованию, что закрыло в будущем возможность получения массива сведений о членах этих СРО. 28 апреля 2011 года единый реестр членов СРО, содержащий сведения о 30 000 организаций, был продемонстрировал делегатам IV Всероссийского съезда (г.Екатеринбург).
Здесь будет уместно объяснить о том, почему я сдал позиции и вопреки результатам открытого конкурса, в ущерб интересов объединения, согласовал заключение договора с ЦИСК, а не с Омегасофтвер. ЦИСК – это крохотная московская IT компания, в штате которой на тот период состояло всего несколько программистов. Компания специализируется на так называемом 1С программировании. У компании был опыт создания базы данных – для осуществления консолидированного налогового и бухгалтерского учета Федерального лицензионного центра. Но это совсем не тот опыт, который требовался для создания единого реестра членов СРО на основе использования Интернет технологий. ЦИСК не разрабатывал IT проекты, основанные на использовании электронной цифровой подписи. Программа «Электронный реестр СРО» была сделана неплохо. Однако мы знали о жалобах на ЦИСК по вопросу медленной доработки программы под потребности саморегулируемых организаций. Все это вызывало сомнения, что ЦИСК сможет обеспечить развитие проекта до серьезного уровня, которые в последующем подтвердились. На заключении договора с ЦИСК настаивал А.В.Ишин. Напомню, что в тот период я получил поддержку Александра Васильевича по проекту Единой системы аттестации. Я не мог не уступить. Т.к. мое несогласие в отношении подрядчика разработки реестра членов СРО могло осложнить внедрение несопоставимо более важного проекта Единой системы аттестации.
По состоянию на 1 августа 2012 года НОСТРОЙ заключил с ЦИСК контрактов на создание единого реестра членов СРО в общей сложности на сумму 3 990 000 рублей.
к заключению был подготовлен еще один договор с ЦИСК на 570 000 рублей;
в смете НОСТРОЙ оставались неосвоенными 1 500 000 рублей, которые можно было использовать на развитие единого реестра членов СРО.
Сейчас очевидно, что проект единого реестра членов СРО в рамках НОСТРОЙ ожиданий не оправдал. Мы получили дорогой реестр, содержащий только идентификационные сведения о 100 000 членах СРО. Реестр содержит ошибки, что подтверждают не только обращения СРО, но и позорная пометка в самом реестре «Размещенная на сайте НОСТРОЙ система поиска членов СРО носит информационно-справочный характер и может содержать недостаточно точную и полную информацию». Этот реестр не может использоваться для формирования выписок из реестра членов, свидетельств о допусках, подачи уведомления в Ростехнадзор за электронной цифровой подписью. Если бы в НОСТРОЙ была эффективно работающая Ревизионная комиссия, то она обратила бы внимание, что реестр не соответствует решению Совета НОСТРОЙ от 15 июня 2010 года, которым инициировано его создание. Перспектив у такого единого реестра членов СРО нет, учитывая тенденцию развития обновленного государственного реестра на сайте Ростехнадзора. В государственном реестре еще нет базы данных по членам СРО, но уже появилась поисковая система, более продвинутая, чем на сайте НОСТРОЙ. Со временем финансируемый НОСТРОЙ единый реестр членов СРО полностью утратит свою востребованность.
Что касается обновленного государственного реестра СРО, то не может не вызывать возмущения коммерческая составляющая этого проекта. На сайте Ростехнадзора указано, что для внесения сведений в электронный реестр необходимо обратиться к оператору связи ООО «Константа». Услуги этого оператора стоят немалых денег. Естественно, что саморегулируемые организации не хотят их платить. Защитить их интересы обязано Национальное объединение строителей, которое должно начать переговоры и с ООО «Константа» и с Ростехнадзором. Должно быть найдено решение, в соответствии с которым все расходы на поддержание государственного реестра должен взять на себя НОСТРОЙ, сняв бремя платежей в пользу ООО «Константа» с саморегулируемых организаций. У НОСТРОЙ есть сильные аргументы для ведения переговоров. Во-первых, направление Ростехнадзором денежного потока в пользу ООО «Константа» противоречит антимонопольному законодательству. Угроза обращения в Федеральную антимонопольную службу должна способствовать достижению согласия. Во-вторых, президент НОСТРОЙ Е.В.Басин еще 1 августа 2011 года направил официальное предложение руководителю Ростехнадзора Н.Г.Кутьину разработать за счет объединения аналогичное программное обеспечение и безвозмездно передать его Федеральной службе. Ответ Ростехнадзора был отрицательный. НОСТРОЙ был проинформирован, что подрядчик для разработки соответствующей программы будет подбираться на основании конкурса. Сегодня мы видим, что Ростехнадзор поступил по-иному. Есть предмет для новой встречи с руководством Ростехнадзора и выработки взаимоприемлемого решения. Не исключено, что в результате переговоров ООО «Константа» станет партнером НОСТРОЙ и совместными усилиями на качественно новом уровне оживится формирование мощного информационного ресурса, основанного на сводном реестре членов СРО.