Информационно-экономический ресурс Finam.info (проект инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провел онлайн-дискуссию на тему: «Вам по карману проезд по платным автодорогам?» Основная масса пользователей портала считает необходимым разумное ограничение максимальной стоимости проезда, а также расширение категорий граждан, которые смогут пользоваться платными автодорогами на льготных основаниях.
Проезд по платным автомагистралям может вскоре подорожать. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении на рассмотрение депутатов Госдумы законопроекта по изменению методов расчёта и максимального размера оплаты за проезд по платным автодорогам. В соответствии с действующим законодательством, максимальное значение стоимости проезда по платным автомагистралям сейчас составляет 1,5 рубля за километр, что, по оценкам правительства, не окупает затрат инвесторов. Инициаторы поправок предлагают положить в основу тарификации принцип возвратности инвестиций, привязав расчёт суммы оплаты за проезд автомобиля к объёму затрат на создание и эксплуатацию платной автодороги.
Некоторые эксперты напоминают о том, что строительство дорог всегда было золотоносной жилой для нечестных чиновников. К тому же, россиянам проезд по платным федеральным автодорогам может оказаться не по карману, хотя пользоваться ими всё равно придется, ведь российские дороги не всегда предоставляют адекватную альтернативу.
Увеличение стоимости проезда не может производиться по прихоти строившего автодорогу инвестора, считает учредитель общественной организации «Московский правозащитный центр» Михаил Салкин: «Цена должна определяться с учётом разумной окупаемости дороги. И хочется привести пример по Белоруссии, где все платные дороги платные для иностранцев, а для русских, белорусов и казахов – участников Таможенного союза – бесплатные. Очень странно, что у нас, в Российской Федерации, такие дороги платные. К примеру, в приграничных зонах Российской Федерации, в западном регионе, с русских берут за проезд на дороге по 500 рублей. И это может быть не по карману тем, кто проживает в данных регионах и ездит на работу через эту трассу. А так как альтернативные трассы, как правило, очень низкого качества, то понятно, что граждане либо вынуждены стоять в пробках по бесплатным трассам, либо платить. Не предусмотрен вопрос о введении абонементов для тех категорий граждан, которые проживают на прилегающих территориях и которые иначе как через платную дорогу добраться не могут». С г-ном Салкиным согласились 82% пользователей портала Finam.info.
Россияне будут пользоваться платными автодорогами даже в случае увеличения тарифов, убеждён эксперт по мониторингу дорожных данных Роман Козлов: «Альтернативы у нас организованы настолько грамотно, что все равно дороже по ним ездить. Есть два принципа формирования дорожной сети. Один из них европейский – во Франции и в Швейцарии сейчас распространён – платные автобаны, все дороги платные. Компенсируется это тем, что нет дорожного налога и очень маленькие акцизы на бензин – он там дешевле, чем в соседних странах. В случае бесплатных дорог, налоги там, соответственно, гораздо выше. Мы можем выбрать любой путь развития. Хотите повышать рентабельность платных дорог – убирайте, пожалуйста, акцизы, убирайте дорожный налог». Позицию г-на Козлова разделяют 18% посетителей портала Finam.info, принявших участие в голосовании.