Чуть больше года назад, 28 ноября 2011 года был подписан Президентом РФ закон №337-ФЗ 'О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации'.
Закон заложил основы для формирования института негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Положения, касающиеся негосударственной экспертизы, должны были вступить в силу с 1 апреля 2012 года.
Новый документ был призван демонополизировать сферу экспертизы и создать необходимую почву для развития конкуренции.
Закон расширил полномочия негосударственной экспертизы, ликвидировав монополию государственных учреждений на оказание соответствующих услуг. Негосударственную экспертизу уравняли в правах с государственной в отношении объектов, не относящихся к категории особо опасных, уникальных и технически сложных или финансируемых из федерального или муниципального бюджетов.
Также закон подтвердил, что исключительным правом подписи результатов экспертизы обладает только аттестованный эксперт безотносительно его принадлежности к государственному или негосударственному учреждению. Наконец, был введен принцип экстерриториальности результатов экспертизы.
Реформа, обозначенная законом, должна была стать многообещающей: создать конкуренцию, значительно сократить скорость прохождения согласовательных процедур и положительно сказаться на качестве самой экспертизы.
Однако в апреле 2012 года, со вступлением закона в силу, возникли первые трудности. Закон требовал от экспертных организаций обеспечить к 1 апреля наличие действующего сайта, процедуры проведения экспертизы и минимум 5 штатных сотрудников, имеющих аттестацию. Ни одна из чуть более 500 организаций не смогла выполнить данные условия к необходимому сроку. Основной причиной такой ситуации стало отсутствие достаточного количества аттестованных специалистов. Экспертное сообщество возложило ответственность за произошедшее на государственные структуры, которые приостановили действие ранее существующих аккредитаций экспертных фирм, не установив новые нормы аттестации к нужному моменту. Стоит отметить, что Постановление Правительства, определяющее процедуры и требования к аттестации было выпущено только в конце апреля 2012 года.
В результате действие аккредитаций организаций негосударственной экспертизы было приостановлено сначала на месяц, а затем еще на три, до 1 июля 2012 года. После проведенной перед 1 июля проверки аккредитация была восстановлена только у двадцати организаций. Далее был установлен дополнительный трехмесячный переходный период для выполнения требований законодательства. Последним днем для устранения несоответствий было установлено 20 сентября 2012 года. После указанной даты было заявлено о том, что из общего количества компаний право работы на рынке осталось только у 72 организаций. Таким образом, аккредитации были лишены сразу 430 компаний, а значит, предложение услуг на рынке негосударственной экспертизы мгновенно сократилось почти на 86%.
Члены экспертного сообщества заявили, что организации, уполномоченные осуществлять подготовку экспертов, банально не справились с нагрузкой, и основной проблемой так и осталась нехватка специалистов. Минэкономразвития РФ объявило о намерении решить проблему за счет законопроекта об аккредитации, принять который изначально планировалось в ноябре 2012 года. Тем не менее, даже срочное принятие законопроекта не помогло бы исправить ситуацию в сфере негосударственной экспертизы, так как, в соответствии с Градостроительным кодексом, организации, лишенные аккредитации, получат право подачи заявления на ее возобновление не ранее чем через год.
Можно сделать вывод, что с технической точки зрения переход к негосударственной экспертизе начался достаточно неудачно, поскольку так или иначе в недостаточной мере была проработана и подготовлена процедурная сторона вопроса, а экспертные организации оказались не в силах выполнить требования законодательства в установленные сроки.
К сожалению, вторая половина текущего года ознаменовалась еще одной неоднозначной для института негосударственной экспертизы тенденцией. Связана эта тенденция с проектом федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был разработан во исполнение пункта 18 дорожной карты «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 1487-р.
Пункт 18 дорожной карты, а за ним и законопроект предусматривают отмену экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, за исключением государственной экспертизы в отношении отдельных категорий объектов капитального строительства, в том числе особо опасных, технически сложных и уникальных.
В сегодняшней формулировке законопроект предусматривает замену экспертизы на декларацию о соответствии. В 2013 года экспертиза станет необязательной для многоквартирных жилых домов, а в 2014 - для всех остальных объектов капитального строительства за исключением перечисленных выше категорий.
Безусловно, представители экспертного, а также проектного и изыскательского сообществ, обеспокоены описанной перспективой. По их мнению, в первую очередь, беспокойство вызывают вопросы, связанные с безопасностью строительства. Фактически закон предусматривает замену предупреждения возможного ущерба страхованием, что, как кажется экспертам, приведет к значительному снижению качества изыскательских и проектных работ, а, следовательно, скажется и на качестве строительства. Также эксперты указывают на многочисленные противоречия с огромным количеством действующих законодательных актов и на недостаточность нормативно-правовой базы под предполагаемые изменения. Кроме того, специалисты уверены, что в итоге значительно вырастет финансовая нагрузка, поскольку существенно повысится роль страхования.
Экспертное сообщество рассматривает законопроект как преждевременный и неоднозначный и считает, что вступление в силу его положений способно нанести серьезный удар по безопасности капитального строительства.
Как отмечает генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев: «Законодательные инициативы, озвученные или вступившие в силу в завершающемся году, во многом вступают в противоречие с ранее заявленным курсом на формирование института негосударственной экспертизы. На сегодняшний момент негосударственная экспертиза находится в подвешенном состоянии, ее становление и развитие фактически парализованы. Между тем, изначально заявленные для негосударственной экспертизы задачи при условии их реализации могли бы принести существенную пользу всей строительной отрасли. В текущей ситуации стоит говорить о необходимости избегать поспешных действий. Положение по законопроекту «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует тщательно проанализировать, и при участии профессионального сообщества выработать оптимальное решение, которое, с одной стороны, будет соответствовать целям программы по улучшению предпринимательского климата в строительной отрасли, с другой – не будет создавать негативных предпосылок в части обеспечения безопасности строительства».