За последние пять лет Правительство РФ предприняло целый комплекс мер, цель которых - улучшение условий труда работников предприятий. Санкции к работодателям, которые за это время не уделили должного внимания защите своих сотрудников от вредных факторов производства и компенсации вреда их здоровью, усиливаются. Уже с 1 сентября 2013 года помимо штрафов, Приказ Минздравсоцразвития России № 342н допускает приостановку деятельности предприятий. Все больше компаний осознает неизбежность проведения процедуры, и все больше аттестующих организаций сталкивается с дефицитом квалифицированных специалистов.
Новые упрощения и трудности
Некоторое послабление в отрасли для работодателей пришло с Приказом Минтруда России № 590н. Если раньше, согласно Трудовому кодексу РФ, аттестации подлежали абсолютно все рабочие места, то с конца февраля 2013 года исключением стали рабочие места, на которых работники заняты только на персональных ЭВМ или эксплуатируют «оргтехнику, не используемую в технологическом процессе производства».
Чуть раньше этого документа вступил в силу Приказ Министерства экономического развития РФ № 682, который существенно ограничил возможности измерительных лабораторий по охране труда. С 4 декабря 2012 года все сотрудники лаборатории, непосредственно выполняющие работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, должны иметь стаж работы не менее трех лет. А если учесть, что сама процедура АРМ в стране стала обязательной всего 11 лет назад (с вступлением в силу Трудового кодекса РФ в 2002 году), несложно представить, с каким масштабным дефицитом кадров столкнулись ныне действующие аттестующие компании.
В штате соответствующего подразделения одного из лидеров отрасли - Группы компаний «ТехноПрогресс», имеющей офисы в Москве и Санкт-Петербурге, - работает 40 специалистов, а уже ближайшее запланированное расширение офиса в северной столице предполагает введение еще 25 ставок. При этом большая часть ныне работающих сотрудников имеет опыт работы 1,5-2 года. Многих специалистов в компании готовили сами, начиная со стажировки. Работники проходили неоднократное повышение квалификации, подтвердили свои умения сотнями выполненных работ и положительных откликов заказчиков. Но теперь они могут составлять документацию и фиксировать результаты замеров только при участии более опытного коллеги.
Именно со сложившейся ситуацией связана готовность работодателей предлагать соискателям с опытом от трех лет больше бонусов, выше оплату. На сегодня специалисты по АРМ имеют возможность выбирать к кому пойти работать. Чаще всего решающим моментом являются деньги.
Разделение труда или аттестация «под ключ»
Исследовательские лаборатории разделяют задачи среди сотрудников по двум принципам. Либо часть специалистов занимается выездом и протоколированием замеров, а часть обрабатывает полученные данные в офисе. Либо за специалистом закрепляется объект, и он самостоятельно производит и замеры, и их обработку.
В первом случае проще найти сотрудников на офисную часть работы, так как основные сложности возникают именно в связи с частыми командировками. Не все готовы постоянно ездить по стране, даже любители путешествий предпочитают уделить этому не более полумесяца. При таком разделении обязанностей нередко все сопутствующие заботы ложатся на эксперта: сбор первичной документации с заказчика и даже командировочные вопросы, связанные с бронированием гостиницы, транспорта.
Второй вариант предлагает менее длительные поездки, но умение вести работу комплексно. При этом эксперты отмечают, что работа по принципу ведения проекта «под ключ» одним специалистом дает более качественные результаты.
- Сложно ручаться за те замеры, которые делаешь не сам. Случаются нестыковки, недочеты. Например, не снят промежуточный показатель, а специалист в офисе ставит под сомнение итоговый замер. В таком случае иногда приходится снова выезжать на место и подтверждать данные. А это время, командировочные расходы, дополнительная нагрузка, в конце концов, - поясняет Светлана Шевченко, генеральный директор АНО НТЦ «ТехноПрогресс».
Иногда сам замерщик относится к своей работе не достаточно ответственно, составляя протоколы с ошибками, а офисный специалист вынужден работать с такими данными. Ведь единственным источником информации для него являются протоколы замеров.
Но есть и другой тип организации работы.
- Многие крупные компании, и в их числе Группа компаний «ТехноПрогресс», работают по принципу ведения проекта «под ключ» одним специалистом. Работник точно знает, какие методы измерения выбрать, более полно заполняет журнал измерений, с которым потом ему же предстоит работать. В среднем неделю в месяц он проводит на замерах, а потом в течение трех недель обрабатывает полученные данные в офисе. Выше ответственность, сосредоточенность, с каждым проектом выше профессионализм и уверенность в результатах своей работы, - подытоживает Светлана Шевченко. - Таким результатом доволен и заказчик, и сам работник.
Как правило, при работе специалиста-аудитора по полному циклу, все организационные вопросы с него снимаются. Это помогает снизить рутинную нагрузку и в полной мере заниматься проектом, сократить общее время работы над каждым рабочим местом и тем самым увеличить заработок работника.
- Такая организация труда позволяет не отнимать у специалиста время на оформление командировочных документов и брони – эта задача отдается менеджеру по организации командировок. Кураторы собирают большую часть документов с заказчика, существенно облегчая труд экспертов. За исправность оборудования и его готовность к работе отвечает специалист по приборам, а специалист по качеству помогает справиться с рабочим местом новой для аудитора специфики, - уточняет Светлана Шевченко.
Последний вопрос часто серьезно затрудняет работу специалиста. Эксперт может иметь стаж более 7 лет, но при этом ни разу не столкнуться с аттестацией места в медицинском учреждении или химическом цехе. Именно в таких случаях особенно важна помощь специалиста по качеству, компетентного в обследуемой области.
Оклад или оплата за результат
Разные подходы есть и к оплате работы специалистов. Это может быть фиксированный оклад, либо расчет суммы заработка по факту, за количество аттестованных рабочих мест.
При этом средняя оплата, согласно данным рекрутинговых интернет-порталов, составляет 40-60 тысяч рублей (по г.Москве). В некоторых случаях специалисту выгоднее работать на окладе, имея гарантии заработка даже при отсутствии заказов. Но по законам рынка, такие условия чаще предлагают компании, где возможный заработок при расчете его от количества аттестованных рабочих мест существенно выше. А компании, которые не в состоянии обеспечить постоянный приток заказов, наоборот, предлагают платить только за выполненную работу. Изменить этот стереотип в состоянии только крупные организации.
- Когда специалист видит прямую зависимость своего заработка от результата работы, он всегда работает качественнее. И платить такому работнику нужно соответственно. Фиксированная плата за каждое аттестованное рабочее место позволяет понимать структуру зарплаты как специалисту, так и работодателю. Но здесь важно, чтобы хорошо свою работу выполнял и коммерческий отдел, - уточняет Светлана Шевченко. - У нас не бывает перерывов в заказах: каждый день на замерах находится не менее 13 человек, в то время как остальные обрабатывают ранее снятые показания приборов. А средняя зарплата специалистов при их активной работе, как правило, существенно превышает оклад руководителя лаборатории и среднюю предлагаемую специалистам оплату.
И все же выбор всегда остается за специалистом. Одно можно сказать точно: востребованность профессионалов по аттестации рабочих мест, умеющих вести проект «под ключ», в ближайшие годы будет только расти.