30 октября 2012 г. в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол на тему: «Компенсационный пакет топ-менеджера в России». Мероприятие было организовано международной executive search компанией Morgan Hunt и КПМГ. На круглый стол, который прошел в офисе КПМГ, собрались лучшие умы региона.
В настоящее время, когда во всем мире и в России компании чувствуют влияние кризиса, мотивация руководителей становится один из основных аспектов эффективного бизнеса. А потому вопросы, связанные с вознаграждением и компенсациями топ-менеджеров, остаются приоритетными для акционеров и Директоров по персоналу. Избранная политика мотивации имеет колоссальное влияние на удержание высших кадров, их собственную результативность и заинтересованность в достижении компанией поставленных целей.
На вопрос, что кроме денег влияет на эффективность работы руководителей высшего звена, есть несколько вариантов ответов. Мотивирующими факторами для человека, который уже имеет высокий доход, являются другие масштабы работы и бюджеты, иная возможность самореализации в компании. А такой ресурс, как время сегодня является столь же ценным, как и другие бенефиты компенсационного пакета. К таким, а также многим другим выводам пришли участники круглого стола «Компенсационный пакет топ-менеджера в России», рассуждая на наиболее актуальные темы, которые волнуют представителей как зарубежных, так и российских компаний: как удержать топ-менеджеров, что делать, если не работает денежная мотивация, каков срок выживаемости топ-менеджмента в компании, стоит ли внедрять систему долгосрочной мотивации, возможно ли оценить эффективность программ долгосрочной мотивации и многое другое.
Мероприятие приятно удивило гостей своей живостью и возможностью приблизиться к решению вопросов мотивации в собственной компании. «Надеюсь, что мероприятие позволило участникам, если не решить, то хотя бы приблизиться к решению вопросов, связанных с мотивацией и затратами на персонал», - резюмировала Юлия Крижевич, Директор компании Morgan Hunt в Санкт-Петербурге. Участники, Директора по персоналу и топ-менеджеры крупных компаний Петербурга не смогли не высказать свое мнение относительно вопросов обсуждения. Всего собралось более 35-ти участников, включая представителей таких компаний, как ОАО Банк ВТБ, ОАО «Кировский завод», ОАО 'Ростелеком', ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», ЗАО «Евросиб», ОАО 'Группа 'Илим' ООО 'Петро', ОАО 'Газпром нефть', Райффайзенбанк, JetBrains, Hilton Worldwide и других.
Гости отметили, что если раньше, после кризиса, имел место рынок работодателя, то сейчас ситуация совершенно противоположная. Даже наличие некоторых дополнительных бенефитов, включаемых в компенсационный пакет топ-менеджера не влияют на его удержание в компании. И в этом смысле краткосрочная мотивация по сравнению с долгосрочной является более эффективной. В условиях постоянных перемен на внутренних и внешних рынках получение бонуса в рамках операционного года является для многих кандидатов более привлекательным мотивирующим фактором, чем получение заслуженного вознаграждения, например, через три года при условии достижения поставленных компанией целей.
В вопросе эффективности системы долгосрочной мотивации топ-менеджеров важное место уделяется взаимоотношению топа и акционера. Здесь очень важно оценивать, что понимают акционеры под понятием «в одной лодке». Последние заинтересованы в том, чтобы топ-менеджеры также переживали за компанию. Однако, как отметил В.В. Вавилов, Начальник Управления по работе с персоналом, СЗРЦ ОАО Банк ВТБ, интерпретация понятия «в одной лодке» может во многом зависеть от корпоративной культуры.
Также применимость тех или иных составляющих компенсационного пакета зависит от корпоративной культуры компании. Система бенефитов сегодня в разных организациях может включать: дополнительный день отдыха между праздниками или неделя отпуска, право несколько дней в месяц работать дистанционно без потери заработной платы и другие привилегии. При этом они могут быть зафиксированы документально. Однако есть разные корпоративные культуры. В одних компаниях от топ-менеджера ждут, чтобы он 24 часа был доступен, в других приветствуется работа удаленно. О системном подходе говорить здесь сложно. Особенно если топ-менеджер уже заработал денег и хочет изменений, например, поработать над чем-то знаковым. «Если на уровне акционеров есть расположение к какому-то конкретному типу ведения бизнеса, то от него и будет зависеть приемлемость тех или иных бенефитов в отношении топ-менеджеров», - пояснил Матвей Горбачев, управляющий директор компании Morgan Hunt. Компенсационный пакет важен, однако стоит помнить, что если топ-менеджер часто перескакивает из одной компании в другую, в которой предлагают более интересные условия, продать себя будет сложнее, так как он продает свои результаты.
Модератором круглого стола выступила Екатерина Борисовна Мельникова, ООО «Петро», группа компаний JTI. Она имеет более 7-ми лет опыта в сфере подбора, обучения и развития руководителей среднего и высшего звена. Информационными партнерами мероприятия стали газета «Ведомости» (ведущее независимое деловое издание России) и The St. Petersburg Times (первая англоязычная газета, издаваемая в Санкт-Петербурге).
Об организаторах:
Morgan Hunt - один из признанных лидеров в области подбора персонала для международных и отечественных компаний и банков. Компания специализируется на поиске руководителей высшего и среднего звена.
КПМГ - это международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги. Фирмы КПМГ работают в 152 странах мира, и численность наших сотрудников составляет свыше 145 000 человек.