В Казахстане возможно только «малогабаритное» предпринимательство, считает президент Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности Алматы Михаил Глухов. По его мнению, развивать бизнес нет ни смысла, ни возможности, пишет газета «Экспресс К».
Причину такой мелкотравчатости Михаил Глухов видит в абсурдности налогового законодательства. Подавляющее большинство казахстанских субъектов малого предпринимательства работают или по патенту, или по «упрощенке». При этом они отдают государству в виде налоговых отчислений 4–6% от оборота. Это немного, но…
«Но едва бизнес переходит к общеустановленному режиму, как коэффициент налоговой нагрузки становится 18–25%, – возмущается Михаил Глухов. – Пока у предпринимателя работают 50 человек, он может работать по “упрощенке”, но стоит взять 51-го, как налог резко возрастает. Это непосильная нагрузка и негибкая налоговая система. Раз уж способность бизнеса к уплате налога растет постепенно, то так же постепенно должно расти и налогообложение. А иначе перед бизнесом сразу возникает непреодолимый рубеж».
Средняя производительность казахстанских предприятий составляет 20–30 тысяч долларов на одного работающего в год. Для сравнения: в западных компаниях среднегодовой оборот на одного человека составляет 245 тысяч евро. Фактически отечественный малый бизнес выполняет не столько экономическую, сколько социальную функцию – работает едва лишь на прокорм самого себя. Речи о развитии, массовом производстве, выходе на внешний рынок не идет и в помине.
«Мы кардинально уступаем иностранным компаниям по производительности труда и, соответственно, по возможности платить налоги, – говорит Михаил Глухов. – К сожалению, понимания этого в Министерстве экономического развития и торговли мы не нашли, хотя именно оно должно представлять реальное положение дел и вырабатывать экономическую политику».