9 августа в конференц-зале Калининградского зоопарка прошел круглый стол «Актуальные проблемы экологии и взаимодействие с органами государственной власти: взгляд НКО». Встреча была организована Калининградским Зоопарком и информационным порталом 39.ru. На приглашение откликнулись 4 некоммерческие экологические организации: «Экорыбохот», «Мусора больше нет – Калининград», «Зеленый патруль» и «Зеленая Балтия». От НП «Калининградская профессиональная экологическая организация «5 июня» на круглом столе присутствовал Дмитрий Зайд. Академическое сообщество на круглом столе представляли кандидаты биологических наук, доцент БФУ им. Канта Максим Непреенко и доцент КГТУ Сергей Кондратенко. Весьма внушительным получилось представительство надзорных органов. Природоохранная прокуратура была представлена заместителем прокурора Евгением Смирновым, территориальное Управление Росприроднадзора отправило на встречу трех начальников отделов (Михаила Пишту, Инну Хадан и Майю Колосенцеву), службу по экологическому контролю и надзору Калининградской области представлял руководитель – Сергей Побережный.
По общему мнению собравшихся, взаимодействие государственных органов в сфере экологии с общественными организациями строится по схеме работы по обращениям. То есть, граждане и общественные организации обращаются в надзорные органы по фактам экологических нарушений, а органы впоследствии по результатам проверок информируют заявителей о принятых мерах. По словам Дмитрия Зайда, такую схему нужно совершенствовать путем привлечения к надзорным мероприятиям экспертов, за которыми необходимо закрепить законодательно соответствующий статус. Все представители надзорных органов сошлись во мнении, что эффективность проверок напрямую зависит от 294 ФЗ, а именно – обязательное уведомление проверяемой организации не менее чем за три дня, дает возможность ухода от ответственности. Помощь общественных организаций в виде фото и видеофиксации в данном случае не может быть принята в качестве полноценного доказательства нарушений. Увы, по закону надзорные органы фиксируют ситуацию исключительно на момент проверки.
Для более эффективного взаимодействия общественности с властью прозвучали предложения о создании общественного экологического совета. Подобные советы существуют при федеральных органах власти, например, при Росприроднадзоре. В ряде регионов России экологические советы возглавляет губернатор соответствующего субъекта Российской Федерации (Ленинградская область). В Калининградской области экологический совет был создан при службе по экологическому контролю и надзору, однако выйти на постоянный и системный уровень работы не смог. Администрация городского округа «Город Калининград» также не считает нужным создавать экологический совет, экологам была предложена возможность принять участие в соответствующей секции общественного совета городского округа, однако ряд организаций (Зеленый патруль, Экорыбохот, Мусора.Больше.Нет-Калининград) отказались участвовать в работе совета в таком формате.
Олег Иванов, представитель координатора в СЗФО общероссийской общественной организации «Зеленый патруль»: Нам поступило предложение принять участие в форуме по созданию общественного совета при Главе Калининграда. Потом этот форум перенесли, а затем и вовсе отменили. Далее придумали секции, включая экологическую, которые, на самом деле, ни о чем. Ужасная организация с одной стороны, и фикция работы с другой, делают абсолютно не интересным участие в таком совете. Руководству Калининграда не интересны проблемы экологии. Наша организация будет инициировать создание альтернативного общественного экологического совета».
Мария Кожухова, руководитель общественной экологической организации «Мусора.Больше.Нет-Калининград': «Необходимо перейти от фиксации нарушений и ликвидации последствий к предупредительно-просветительскому подходу в области охраны окружающей среды. Оперируя выдержками из статей нормативно-правовых актов, чиновникам стоит помнить об экономии ресурсов - совершено не обязательно печатать весь документ. Экологическим НКО необходимо принимать участие в разработке, обсуждении и принятии решений в области охраны окружающей среды. Нужно создавать совещательные органы с участием представителейНКО, природоохранных структур, научного сообщества, представителей бизнеса и средств массовой информации».