19 октября 2012 года в ТПП НО состоялся семинар-совещание «Применение безбумажных информационных технологий в процессе таможенной очистки грузов».
В обсуждении приняли участие первый заместитель начальника Приволжского таможенного управления по таможенному контролю Валерий Бышовец, начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Приволжского таможенного управления Александр Преорчук, начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Нижегородской таможни Сергей Балясников. Вел заседание директор департамента поддержки экономической интеграции ТПП НО Владимир Хорошилов.
На семинаре-совещании присутствовали представители ОАО «НМЖК», ОАО «Гидромаш», ОАО «НИТЕЛ», ООО «Инфодек», ФГУП «Нижегородский завод им.Фрунзе», «Руста-Брокер», ЗАО «Лукойл Черноморье», Торговый Дом «Лукойл», ЗАО «Торговый дом «Красный Якорь», ООО «Далк», НПП «Прима», ООО «Негоциант».
Участниками мероприятия были подведены первые итоги обязательного предоставления предварительных сведений на пункты пропуска, введенного с 17 июня 2012 года.
Валерий Бышовец подчеркнул, что на сегодняшний день информационные таможенные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь. Практически 95% таможенных деклараций в Приволжском федеральном округе подается в электронном виде. На территории ПФО все большее распространение получают технологии удаленного выпуска на основе раздельного совершения таможенных операций при декларировании и проверке товаров.
Предварительное информирование – это заблаговременное предоставление в таможенные органы сведений об импортируемых товарах. Это обеспечивает сокращение времени, затрачиваемого на регистрацию прибытия и на формирование в пункте пропуска транзитной декларации. При наличии необходимой информации перевозчику уже не нужно самостоятельно предоставлять транзитную декларацию в таможенный орган. Для удобства участников внешнеэкономической деятельности созданы условия для бесплатного предоставления предварительной информации через электронный портал. Регистрация на нем открыта для всех заинтересованных лиц. Уже сейчас данный портал позволяет передавать предварительную информацию не только о товарах, перемещаемых автомобильным транспортом, но также воздушным, водным, морским и железнодорожным видами транспорта.
По информации Валерия Бышовца, у наших партнеров по Таможенному союзу аналогичные условия применения портальной технологии предварительного информирования созданы в Республике Казахстан. Если говорить о Белоруссии, то применение соответствующих порталов планируется развить до 2015 года. А пока что на территории Белоруссии используется специально разработанное программное средство, предоставляемое заинтересованным лицам на договорной основе. В дальнейшем планируется интеграция данных программных продуктов в единый электронный ресурс.
Портальные технологии получили широкое распространение в процессе электронного декларирования товаров. В настоящее время при использовании данной технологии нет необходимости приобретать стороннее программное обеспечение. Достаточно лишь получить электронную подпись, которая выдается в Федеральной таможенной службе, чтобы начать работать с порталом электронного декларирования ФТС России.
По информации Валерия Бышовца, в ближайшее время будет переработана нормативно-правовая база, которая регулирует предоставление предварительной информации.
Следующий шаг – внедрение и развитие так называемого автоматического выпуска. Эта технология будет распространена для участников внешнеэкономической деятельности, отвечающих необходимым условиям, на данный момент определяемым в экспериментальном порядке, поскольку технология достаточно новая, и она должна быть апробирована. Ее суть в том, что решение о регистрации и выпуске товаров принимается самой электронной системой без участия инспектора. Человеческие ресурсы будут задействованы только лишь в случае, если, например, станут применяться меры по минимизации рисков. То есть акцент переносится в рамках проекта декларации именно на выборочность контроля, что предусматривает система управления рисками. Соответственно можно прогнозировать существенное сокращение времени проведения таможенных операций. В ближайшей перспективе применение данной технологии планируется апробировать на процедуре экспорта на объектах пилотной зоны. В нее в ПФО войдут Дзержинский и Выксунский таможенные посты Нижегородской таможни и Стерлитамакский таможенный пост Башкортостанской таможни.
Валерий Бышовец особо заострил внимание присутствующих на том, что участникам внешнеэкономической деятельности следует своевременно обновлять программные продукты для исключения технических сбоев, когда предоставляемая ими информация не считывается из-за устаревшего программного продукта, и это может оказаться критичным.
Многих интересовало, будет ли создан в Нижнем Новгороде Центр электронного декларирования. Как пояснил Валерий Бышовец, это тоже таможенный пост, но он не занимается проверкой товара. В основном он предназначен для применения технологии удаленного выпуска товаров. Идея в том, чтобы такой Центр электронного декларирования размещался непосредственно в здании таможни, чтобы тем самым сократить время, необходимое для проверки документов и сведений при таможенном оформлении товаров. При этом функциональные подразделения таможни могут оказывать непосредственную помощь в совершении таможенных операций. Главное, что в рамках реализации концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации, такие Центры электронного декларирования – это взаимосвязь между внутренним таможенным органом и таможенным органом, находящемся в пункте пропуска на границе Таможенного союза.
Что касается Нижегородской области, то вопрос о создании Центра электронного декларирования, предположительно, будет рассмотрен в 2013 году. Дело в том, что в связи со строительством стадиона к Чемпионату мира по футболу 2018 таможня будет размещена в другом месте.
На семинаре-совещании подробно остановились на вопросе «Новые технологии информационного обмена при временном хранении (порядок информационного взаимодействия лиц при помещении товаров на временное хранение в местах пересечения границы и в местах доставки товаров)».
Последним пунктом обсуждения стала задача комплексной автоматизации предприятия – участника ВЭД (реализованные проекты, опыт и практика применения комплексной автоматизации участниками ВЭД).
Предпринимателей особенно интересовала оптимизация документооборота на их предприятиях и уменьшение времени прохождения всех необходимых таможенных процедур.
Подводя итоги мероприятия, Владимир Хорошилов отметил, что Палата является связующим звеном, важным элементом системы взаимодействия бизнеса и государства.