Российские предприниматели отмечают существенный рост влияния на развитие малого и среднего бизнеса такого фактора, как доступность кредитов. За последнее полугодие этот показатель увеличился с 38% до 54%, разделив первое место с таким маркером, как уровень цен на сырье (54%). Одновременно наметилась тенденция к снижению воздействия на бизнес-климат административных барьеров, свидетельствуют результаты всероссийского исследования «ТРАСТ Индекс МСБ». Это совместный проект Национального агентства финансовых исследований, рейтингового агентства «Эксперт РА» и банка «ТРАСТ».
«Мы проводим оценку рынка МСБ с помощью ТРАСТ-Индекса на протяжении шести лет. Второй год подряд индекс не падает, и на фоне внешнего затишья интересен анализ изменения степени влияния различных факторов, его формирующих, – отмечает член совета директоров, управляющий директор банка «ТРАСТ» Надия Черкасова. – Фактор ограниченного доступа к финансированию МСБ не являлся столь значимым для малого предпринимательства уже на протяжении нескольких лет. Однако в настоящее время занял лидирующие позиции в шкале потребностей предпринимателей. Это позитивный сигнал для общества. Если бизнесу необходимо дополнительное финансирование, значит бизнес инвестирует и развивается. У кредитных институтов появляется возможность предложить кредитные программы, отвечающие новым потребностям предпринимательства, активно развивающегося как в интернет-среде, так и в сфере инноваций».
«Портфель банковских кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, в первой половине 2012 года рос быстрее, чем в аналогичном периоде 2011-го – мы фиксируем прирост на 10% против 6% годом ранее, – добавляет заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. – Как следствие, рост доступности финансирования отмечают и сами предприниматели, оценка по этому компоненту выросла за полугодие со 100 до 111 п. Мы ожидаем дальнейший рост доступности кредитов, прежде всего для малого бизнеса, вследствие активного развития банками поточного кредитования предпринимателей (так называемых «кредитных» фабрик»)'.
Предприниматели, отвечая на вопросы в рамках исследования, также указывали на наиболее востребованные сообществом банковские услуги. В частности, выяснилось, что вне зависимости от категории бизнеса (микро-, малый или средний сегмент) предпринимателям интересны предложения банков по корпоративным зарплатным проектам (58% опрошенных уже пользуются ими), а 49% респондентов являются потребителями услуги дистанционного банковского обслуживания. Предприниматели ждут активности со стороны банков по предложению розничных продуктов сотрудникам МСБ.
Общее значение индекса составляет 83 пункта, показатель ниже 100 процентных пунктов фиксирует в целом преобладание негативных оценок бизнес-среды со стороны предпринимателей. Индексный показатель стабилен и имеет тенденцию к росту, отмечают в НАФИ.