Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что необходимо вытеснить с внутреннего рынка импортную авиатехнику. Рецепт, предлагаемый чиновником, прост: «собрать авиационные компании-эксплуатанты, они должны поставить перед промышленностью задачи: какие самолеты им нужны, на какие дистанции они должны работать, какие должны быть параметры по пассажировмещаемости, по экономичности и так далее». Эксперты недоумевают: все, что отечественная промышленность могла предложить перевозчикам, она уже давно предложила, и выбор при этом оказался за иностранными самолетами.
План рогозинской атаки на зарубежные лайнеры заключается в том, что российские авиаперевозчики должны гарантировать то, что для полетов внутри страны они будут покупать только российские самолеты, а не технику на вторичном рынке Запада. «Промышленники должны сказать, когда они смогут сделать самолеты, – заявил г-н Рогозин. – А правительство должно для них обеспечить необходимые условия, в том числе финансово-кредитные, и принять решения по размещению этих производств на существующих промышленных площадках». Все вроде бы просто и очевидно. Однако непонятно, что делать с ВТО, в которую Россия с такой помпой вступила буквально на днях и членство в которой предполагает планомерное снижение ввозных пошлин на импортную авиатехнику. И главное – нет ответа на вопрос: что может предложить наша собственная авиапромышленность такого, чего нет у иностранных конкурентов – тех же Boeing и Airbus, причем за более низкую цену при более высоком качестве?
Российские власти сейчас, по сути, оказались перед выбором – поддерживать продолжающий сваливаться в штопор отечественный авиапром или же позволить авиакомпаниям закупать более дешевую и более надежную импортную технику. Единства «наверху» нет. Так, недавно президент РФ Владимир Путин высказал мнение, что надо развивать самолетостроение, в том числе региональную авиацию. Данное заявление было сделано в ответ на предложение рассмотреть вопрос об обнулении пошлин при покупке региональных самолетов за рубежом с тем, чтобы поддержать местные небольшие авиакомпании. «Мы должны идти по этому пути, потому что если мы позволим себе пойти по пути закупок, то в конечном итоге все будем покупать – от гвоздей до бриллиантов, а продавать только нефть и газ», – подчеркнул глава государства. В то же время премьер-министр Дмитрий Медведев предложил рассмотреть возможность отмены пошлин на ввоз самолетов вместимостью до 72 мест, пока Россия не наладит собственное их производство. «Потребность в таких самолетах – с учетом старения авиапарка и выбывания большинства самолетов с такой вместимостью – довольно высока, а производственные мощности в России ограничены», – пояснил премьер. Похоже, что у властей пока нет четкого понимания, кого же спасать – отечественного пассажира от транспортного коллапса и небезопасных российских воздушных судов или же отечественного производителя, не выдерживающего конкуренции с западными коллегами.
«Как минимум в ближайшее десятилетие у России не будет ни финансовых, ни производственных ресурсов для того, чтобы планы Рогозина стали реальностью, – сказал «НИ» руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Единственный способ заместить иностранные самолеты отечественными в парке российских авиакомпаний – создать технику, превосходящую иностранные аналоги, а этого пока нет». Вместо того чтобы надувать патриотические щеки, государству следовало бы задуматься о безопасности полетов, соглашается главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. «Ставка должна делаться на надежность техники, пусть даже иностранного производства, а не на красивые патриотические фразы», – заявил «НИ» эксперт.