В начале июля 2012 года стало известно о намерении Центрального Банка России создать единую клиринговую расчетную и платежную инфраструктуру. Эта идея прописана в проекте стратегии развития НПС (Национальной Платежной Системы), разрабатываемой Банком России, на период до 2020 года. Целью создания этой инфраструктуры является централизация безналичных платежей банков и платежных систем.
По мнению представителей Центробанка, это новшество должно повысить эффективность всех участников рынка безналичных платежей. Разработчики плана внедрения системы считают, что создание в России ЕКРИ федерального масштаба позволит снизить издержки участников рынка розничных безналичных платежей, которые сегодня вынуждены содержать собственные клиринговые и расчетные центры. Если ЦБР создаст единый клиринговый центр, платежные операторы смогут централизовано проводить платежи через новую единую расчетную систему. В частности, банкам не придется открывать специальные счета для ведения финансовых взаиморасчетов с международными платежными системами.
Россия не является «пионером» в проекте создания единого «национального» клирингового и расчетного центра. Такая инфраструктура, например, успешно реализована и функционирует в Гонконге. Одним из основных учредителей единого расчетного центра там также выступает центральный государственный банк. Все клиринговые расчеты там осуществляются в рамках единой инфраструктуры, а для проведения операций по картам международных платежных систем выставляется одна чистая клиринговая позиция, что очень удобно как для национальных участников рынка безналичных платежей, так и для платежных систем.
Перспективы появления в России ЕКРИ прокомментировал генеральный директор одного из крупнейших российских процессинговых центров, Марат Абасалиев: «Проект создания в России единой клиринговой и расчетной инфраструктуры не является неожиданным в свете появления за последние годы значительного количества законодательных инициатив, так или иначе затрагивающих сферу безналичных платежей. На нынешнем этапе развития проекта я не вижу никаких проблем для игроков российского рынка платежей в создании федерального ЕКРИ. Напротив, если в процессе разработки создатели законопроекта учтут все особенности российского рынка платежей и многолетний опыт работы международных платежных систем, созданная инфраструктура может благоприятно повлиять на ситуацию на российском рынке безналичных платежей. Возможно улучшение коммерческих условий деятельности для всех участников рынка электронных платежей за счет роста конкуренции между ЕРКИ и существующими МПС. Также создание федеральной инфраструктуры может повлечь за собой улучшениетехнических условий деятельности, унификацию технических требований к платежным сервис-провайдерам и банкам. После реализации ЕКРИ может стать серьезной альтернативой действующим платежным системам, но сегодня, пока условия и детали нам неизвестны, итоговую выгоду и реальные последствия оценить сложно. Важнейшим условием работы ЕКРИ в России, успешной и выгодной для всех участников рынка, являются прозрачная для банковских и платежных организаций инфраструктура и сохранение свободного, открытого для конкуренции клирингового рынка, ограниченного от монополии на государственном уровне».