Карта от Ренесанс

Негосударственная экспертиза – первые шаги, проблемы и перспективы


Заполнить онлайн заявку!

Введение саморегулирования в строительстве дало мощный импульс развитию отраслевых негосударственных институтов. Одним из первых серьезных и наглядных результатов такого развития стало принятие после довольно длительного обсуждения поправок в Градостроительный кодекс, предусматривающих введение негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.

17 ноября 2011 года закон №337-ФЗ 'О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации' был принят в третьем чтении Государственной Думой Российской Федерации, а 28 ноября 2011 года – подписан Президентом РФ.

Закон внес целый ряд существенных изменений в сфере правового регулирования деятельности строительной отрасли, которые коснулись не только экспертизы проектов и результатов изысканий, но и ответственности собственников зданий и сооружений, а также отдельных аспектов эксплуатации объектов строительства.

В области регулирования экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительной отрасли данный закон призван демонополизировать сферу экспертизы, создать условия для развития здоровой конкуренции, сократить время производства экспертизы и повысить ее качество.

Полномочия негосударственной экспертизы были существенно расширены: в подавляющем большинстве случаев результаты государственной и негосударственной экспертизы теперь имеют равную силу.

Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, должна проводиться исключительно в отношении объектов, прямо указанных в Градостроительном кодексе РФ, в частности, в отношении объектов, отнесенных к категории особо опасных, технически сложных и уникальных, а также определенного перечня объектов, строительство и реконструкция которых финансируется за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Закон №337-ФЗ закрепил ряд положительных инициатив, которые длительное время обсуждались широким кругом участников: саморегулируемыми организациями, их Национальными объединениями, экспертным сообществом, федеральными министерствами и ведомствами, органами законодательной власти.

Прежде всего, вышеуказанный закон уравнял юридический статус государственной и негосударственной экспертизы. Юридическим лицам, соответствующим требованиям Градостроительного кодекса, предоставлено право проведения экспертизы проектной документации. Подготовку заключений, как государственной, так и негосударственной экспертизы, разрешено производить физическим лицам, аттестованным в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса. Таким образом, предполагается существенное повышение качества экспертизы на основе высокой профессиональной подготовки экспертов и их персональной ответственности за результаты экспертизы..

Однако практическая реализация закона №337-ФЗ столкнулась с определенными затруднениями. Согласно закону, экспертные организации должны иметь в штате не менее пяти аттестованных специалистов, регламент проведения негосударственной экспертизы и действующий сайт. Соответствующую информацию требовалось представить в Федеральную службу по аккредитации до 1 апреля 2012 года. К обозначенному моменту ни одна из примерно 500 организаций не смогла выполнить эти требования. Основным препятствием к этому стала нехватка специалистов. По утверждениям представителей экспертного сообщества, такая ситуация возникла из-за того, что государство отозвало ранее действовавшие разрешения на ведение деятельности, не определив порядок аттестации новых экспертов.

Постановление Правительства РФ №271 от 31.03.2012, регламентирующее процедуру аттестации, было опубликовано в последней декаде апреля. Процесс прохождения аттестации специалистами организаций негосударственной экспертизы, безусловно, займет определенное время. Только после этого компании смогут возобновить свою работу.

И все же, несмотря на то, что введение негосударственной экспертизы проходит не так гладко, уже производятся определенные шаги по расширению ее компетенции. В Государственную Думу РФ внесен законопроект, предусматривающий исключение из перечня объектов, подлежащих государственной экспертизе, особо опасных и технически сложных объектов, для которых не требуется разработка декларации промышленной безопасности. Также предлагается исключить из числа уникальных объекты высотой свыше 100 метров и пролёты длиной более 100 метров. В эту категорию попадают объекты, для расчета конструктивной надежности и безопасности которых имеется достаточная нормативно-техническая база - жилые многоэтажные дома, опоры высоковольтных линий электропередач, теле- и радиоантенны, промышленные дымовые трубы, конструкции которых стали практически типовыми. В рамках того же законопроекта планируется сократить число аттестованных экспертов, специалистов по инженерным изысканиям, необходимых для получения аккредитации, с 5 до 2 человек.

Более того, пример негосударственной экспертизы стимулировал дискуссию о возможности введения негосударственного строительного надзора.

Становление института негосударственной экспертизы проходит в закономерном ключе, со своими успехами и затруднениями. Но уже сейчас ключевую роль в его развитии играет профессиональное сообщество экспертов, от усилий которого зависит будущее негосударственной экспертизы.

По мнению генерального директора СРО НП «Э.С.П.» Дмитрия Мурзинцева: «Институт негосударственной экспертизы развивает идею саморегулирования в строительной отрасли, создавая новое поле для рыночной конкуренции в рамках строительного комплекса. Это, несомненно, положительно скажется, как на самом сегменте экспертизы, так и на всей отрасли в целом».

Категория: Законодательство, право

Дата публикации: 07.03.2014 05:18

Источник: Publishernews.ru