Новая редакция Статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая должна вступить в действие с 1 июля 2013 года, вводит принципиально иную схему ответственности за вред, причиненный вследствие причин, связанных со строительством или эксплуатацией зданий и сооружений.
Прежде всего, вместо лица, выполнившего работы, ответственность будет нести собственник, концессионер, застройщик или технический заказчик строительства, в зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла объекта был причинен вред.
Кроме того, изменится сам характер ответственности. Если сейчас саморегулируемые организации в строительной отрасли несут субсидиарную ответственность за нанесенный ущерб, то в будущем им придется отвечать солидарно. Поправки предусматривают процедуру, согласно которой, лица, возместившие вред – регредиенты, получат право регрессного требования к регрессатам, для которых будет установлена солидарная ответственность. В число регрессатов войдут:
•изыскатели, проектировщики, строители, допустившие недостатки в работе;
•саморегулируемые организации, члены которых, ответственные за причинение вреда, на момент выполнения работ имели свидетельство о допуске работам, выданные данной СРО;
•экспертные организации в области инженерных изысканий и проектирования, если вред причинен в результате несоответствия проведенной экспертизы требованиям технических регламентов при наличии положительного заключения;
•Российской Федерации или ее субъекты, если вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства или выполненных работ требованиям технических регламентов или проектной документации при наличии положительного заключении органа государственного строительного надзора.
Это означает, что саморегулируемые организации будут нести солидарную ответственность вместе с лицами, выполнившими соответствующие работы.
Стоит пояснить, чем отличаются друг от друга эти два вида ответственности. Предусмотренная действующим законодательством субсидиарная ответственность - это дополнительная ответственность лиц, которые вместе с должником отвечают перед кредитором за ненадлежащее исполнение обязательств. Данный вид ответственности предполагает, что СРО возмещает ущерб из средств компенсационного фонда, когда виновник – член СРО - не способен своими силами оплатить весь объем долга.
Солидарная ответственность – такой вид ответственности, когда на стороне должника выступают несколько лиц. В рамках солидарной ответственности кредитор может предъявить требования по возмещению причиненного ущерба любому из содолжников, как в полном объеме, так и в любой его части. После этого, должник, уплативший всю сумму, получает право предъявления регрессных требований в отношении остальных солидарных должников.
В конце апреля в рамках Московского межотраслевого форума саморегулируемые организации, их Национальные объединения, а также страховые компании обсудили предстоящие изменения в области страхования гражданской ответственности на специализированном круглом столе.
Поскольку Федеральный закон от 28.11.2011 № 337-ФЗ в корне изменяет порядок возмещения ущерба, соответствующие поправки должны быть внесены и в требования по страхованию гражданской ответственности членов СРО, разрабатываемые и утверждаемые каждой саморегулируемой организацией. Участники круглого стола рассмотрели и одобрили проект новой редакции Методических рекомендаций по страхованию гражданской ответственности организаций – членов саморегулируемых организаций, в который вошли все необходимые изменения.
Согласно указанным Методическим рекомендациям, саморегулируемым организациям придется уточнить требования к страхованию гражданской ответственности. Прежде всего, им нужно будет установить понятия «регредиент» и «страховщик по договору страхования гражданской ответственности регредиента». Кроме того, в договоре страхования необходимо будет прописать механизм покрытия убытков страхователя, возникающих в результате предъявления к нему регрессных требований, а также некоторые другие моменты, обеспечивающие адекватное функционирование страховой системы в новых законодательных реалиях.
Также участники круглого стола изучили и обсудили проект типового договора страхования гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций. Основные изменения в договоре будут связаны с необходимостью предусмотреть в качестве страхового случая предъявление страхователю регрессных требований собственником, концессионером, застройщиком или техническим заказчиком либо страховщиками, застраховавшими их ответственность, в связи с возмещением ими вреда и осуществлением компенсационной выплаты, а также уточнить перечень документов, которые должны быть представлены страховщику для получения страхового возмещения.
Государство подчеркивает, что Федеральный закон от 28.11.2011 № 337-ФЗ направлен на повышение безопасности объектов строительства. Оно видит предупреждение причинения вреда жизни, здоровью и имуществу физических лиц в качестве важнейшей задачи отраслевого саморегулирования. Исходя из этой концепции, поправки в Федеральный закон ориентированы в большей мере не на компенсацию ущерба, а на его предотвращение. В ее рамках саморегулируемому сообществу предлагается самостоятельно выработать соответствующие меры.
Стоит отметить, что представители отраслевых сообществ выражают сомнения в том, что введение солидарной ответственности СРО приведет к повышению эффективности саморегулирования. Генеральный директор одного из крупнейших СРО в сфере электроэнергетики СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий Мурзинцев прокомментировал ситуацию вокруг Федерального закона № 337-ФЗ следующим образом: «Переход к солидарной ответственности способен нанести серьезный удар по саморегулированию в строительной отрасли. С высокой долей вероятности взыскания по такой схеме будут в первую очередь обращаться на средства компенсационных фондов СРО, что, с учетом вводимых объемов ответственности, почти наверняка повлечет за собой их мгновенное исчерпание. Вполне ожидаемо, что далеко не все СРО смогут своевременно выполнить требования законодательства и восполнить свои компенсационные фонды в установленные сроки, что может привести к резкому сокращению количества СРО и своеобразному «схлопыванию» системы саморегулирования в отрасли».