Евгений Викторович Ткаченко, Президент Академии профессионального образования, Академик РАО, профессор, д.х.н., лауреат премии Президента РФ в области образования, министр образования РФ в 1992-1996г.г.
Комментарии к версии 3.0.3 проекта ФЗ «Об образовании в РФ».
1. Очередная версия проекта закона, за исключением некоторых позитивных поправок, практически повторяет предыдущие версии, отвергнутые широкой общественностью и специалистами.
2. В проекте остались принципиальные недостатки: проект создан в отсутствие концепции развития образования в России, в нем смешаны две несовместимые позиции: конституционно-государственная и рыночная концепции, что ведет к тупику как в части написания закона, так и в части его реализации в будущем.
Кроме этого, в проекте объединены уровни образования от детского сада до послевузовского, что делает его не только громоздким, но и практически неосуществимым в такой полинациональной, полисоциальной, поликонфессиональной и поликультурной стране как Россия.
3. Следствием этого являются многотысячные замечания и поправки (даже по данным Министерства образования и науки и Государственной Думы к августовским педагогическим чтениям 2010 года поступило около 5,5 тысяч поправок, а уже к февралю 2011 года их поступило более 11 тысяч). Более того, поправки в значительном объеме поступают до сих пор. Такое недоверие к обсуждаемому законопроекту, прежде всего специалистов, а также широкой общественности, делает представленный проект закона практически нелигетимным и не заслуживающим дальнейшего обсуждения.
4. В качестве примера - основные недостатки проекта закона в части Профессионального образования.
4.1. Разрушается система непрерывного профессионального образования России - вопреки позиции Союза ректоров вузов России, Президиума РАО, Торгово-промышленной палаты России, Академии профессионального образования, позиции выдающихся ученых и специалистов (Садовничий В.А., Калашников М.Т. и др).
4.2. Упразднен уровень начального профессионального образования и, таким образом, право на существование тысяч учреждений начального профессионального образования в поселках и сельской местности, где эти учреждения чаще всего единственные.
4.3. Снимается социальная защита подростков из неполных, неполноценных и малообеспеченных семей (а также легальных иммигрантов), что ведет к системному формированию социального сиротства в России.
4.4. Попытка Минобрнауки представить упразднение НПО как его повышение до уровня среднего профессионального образование - это либо самообман, либо сознательный демонтаж государственной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров. Но в любом случае это введение в заблуждение неспециалистов.
4.5.В законопроекте вводится ускоренная подготовка (месяцы), которая приведет к формированию в стране широкой прослойки (миллионы) низкоквалифицированной и малообразованной молодежи.
4.6. Впервые профессиональное обучение миллионов молодых людей примет 'тупиковый характер' поскольку ускоренные программы обучения будут составляться произвольно и не иметь сопряжения с государственными образовательными стандартами.
4.7. Невозможно представить, как будут решаться поставленные сегодня В,В. Путиным задачи подготовки 25 миллионов рабочих (из которых 10 млн -аристократическая часть) в условиях уничтожения федеральной системы начального профессионального образования и возможности упразднения ее в регионах именно на основе данного законопроекта, в котором отсутствуют учреждения и уровень НПО.
4.8. Внесением на очередное обсуждение столь непроработанного проекта Министерство образования вводит в заблуждение Правительство и Государственную Думу итогами общественного обсуждения закона, а в части профессионального образования идет практически на фальсификацию итогов.
5. Основные предложения:
5.1. Учитывая противоречия, недоброкачественность и громоздкость представленного законопроекта, рассмотреть возможности создания на основе его материалов системы уровневых и отраслевых законов, в которых возможно более четкое планирование и прогнозирование будущего страны, а также организация доступности и эффективности их использования как управленцами, так и, прежде всего, исполнителями.
5.2. Защитить систему непрерывного профессионального образования, доказавшую свою эффективность как за рубежом, так и - особенно - в нашей стране. Непрерывное профессиональное образование должно быть двух уровневым довузовским (уровни начального и среднего профессионального образования) и трехуровневым высшим (бакалавриат, специалитет, магистратура).
5.3. Реализацию обучения рабочих кадров по ускоренным и краткосрочным программам подготовки осуществлять ВМЕСТЕ, параллельно с системой начального профессионального образования, А НЕ ВМЕСТО нее.
5.4. Провести коррекцию статей законопроекта, ведущих к углублению социальной дифференциации, люмпенизации страны, формированию 'низшего' класса малообразованных тружеников, подрывающих процессы роста среднего класса и перспективы демократизации страны.