Метленков Николай Федорович - заместитель председателя Совета Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области архитектуры, профессор,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области архитектуры
по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Версия 3.0.3.)
В настоящем заключении нашли отражение предложения представителей 65-ти архитектурно-дизайнерских вузов страны, представителей работодателей (творческих союзов архитекторов и дизайнеров, общественных организаций, в частности - «Межрегиональной общественной организации содействия архитектурному образованию»), звучавшие на неоднократных обсуждениях проекта закона «Об образовании в Российской Федерации»» на протяжении всего 2011 года в Учебно-методическом объединении вузов РФ по образованию в области архитектуры, в Московском архитектурном институте, в Ереванском архитектурно-строительном университете, в Торгово-промышленной палате РФ в Москве и др.
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» в целом – необходим и своевременен как системообразующий нормативно-правовой акт в сфере современного образования.
Однако обсуждаемый проект закона требует серьезной доработки в части назначения и идеологической направленности, представляющих сферу образования как одну из стратегических составляющих развития Российского государства.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по доработке проекта федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»:
Предложенная концепция проекта закона не вполне соответствует современным требованиям, в частности не отражает некоторые перспективные образовательные тенденции, направленные на формирование гражданского общества, развитие творческой личности, инновационного развития экономики и национальной безопасности.
Откорректированная концепция проекта закона должна иметь:
– значительно более ясное целеполагание;
– выражать, в первую очередь, последовательную идеологическую направленность государства на инновационное развитие экономики, демократизацию отношений, развитие гражданского общества и творческой личности, на повышение доступности и конкурентоспособности отечественного образования, и, прежде всего, через укрепление современного статуса сферы образования, а именно, как:
- структурной составляющей инновационной системы прогрессивного развития страны, ядром которой является многосторонне развитая творческая личность и творческая педагогика;
- структурной составляющей системы развития культурного потенциала человека и страны, гарантирующей организационно-экономическую доступность образования для каждого гражданина в течение всей его жизни;
- социально ориентированной, некоммерческой, исключающей платные формы взаимоотношений в учебном процессе, поскольку образование является по сути своей не сферой рыночных услуг, а одним из базовых элементов общественного производства, в частности – воспроизводства человека. Образовательная деятельность – это, прежде всего, форма социального служения, а инвестиции в него должны рассматриваться не как обременение для государственного бюджета, которое нужно сокращать, а как долгосрочные инвестиции в человека – самые эффективные для государства и общества.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ТЕКСТУ ЗАКОНОПРОЕКТА
Глава 1
К статье 2.
Термины «обучение» и «обучающиеся» неприемлемы для характеристики содержания современной образовательной деятельности, поскольку исходят из неэффективной сегодня образовательной методологии, в частности – из «субъект-объектной» диспозиции, затрудняющей выстраивание образовательных процессов на основе действительно эффективного взаимодействия «субъектов образования» как саморазвивающихся систем. Для этого целесообразнее использовать соответствующую категориально-понятийную систему и терминологию, например, «образование» (буквального от «образовывание человека») и «учащиеся» (то есть самостоятельно саморазвивающиеся, а не кем-то обучаемые).
К статье 3:
Пп.1) обозначить более развернутой формулировкой:
«1) признание приоритетности сферы образования, создание целостной системы правового регулирования сферы образования, обеспечивающей поддержку и развитие различных форм образования и самообразования»;
«3) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования»;
«7) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности и общества, непрерывность образования; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека».
Также предлагаем дополнить эту статью дополнительным подпунктом следующего содержания:
«12) установление системы налоговых льгот образовательным организациям, а также юридическим и физическим лицам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации».
К статье 5:
п.3.
Учитывая, что образование по сути своей является не сферой услуг, а одним из главных элементов общественного производства, и, прежде всего, воспроизводства культурного человека, необходимо не допускать элитаризации и коммерциализации высшего профессионального образования, что может понизить уровень образованности, а, следовательно, – и уровень культуры и конкурентоспособности страны.
Предлагается: ввести в стране систему всеобщего бесплатного образования (начального, среднего и высшего) без конкурсной основы.
В XXI веке со стороны граждан возник беспрецедентный спрос на высшее образование. Высокая культура и интеллект стали ведущим фактором в конкурентном соревновании экономик стран мира. Ряд развитых западных стран перевел высшее профессиональное образование на бесплатную основу, а Япония ввела даже обязательное высшее образование. Наша страна в ХХ веке была долгое время лидером на пути построения бесплатного образования: начального и среднего. Важно сегодня возродить эту традицию применительно ко всей системе российского образования, в том числе и к высшему образованию.
К статье 6:
«1) разработка и реализация государственной политики в сфере образования, разработка национальной системы квалификаций, включая систему сертификации квалификаций; создание условий для обеспечения качества, регулирования рынка образовательных услуг, установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в сфере профессионального образования»;
«24) изучение потребности рынка труда, разработка отраслевых прогнозов потребности в подготовке рабочих и специалистов различных уровней квалификации, требований к подготовке рабочих и специалистов на основе прогноза потребностей рынка труда».
Дополнить статью подпунктом 28 следующего содержания:
«28) установление форм документов государственного образца об образовании и (или) квалификации; определение порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, подтверждение таких документов; определение порядка признания и установления в Российской Федерации сопоставимости документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, признание и установление сопоставимости таких документов, включая признание периодов обучения за рубежом российскими и иностранными гражданами».
К статье 9:
п.1.
«4) учет детей, подлежащих обязательному обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования и обеспечение участия всех детей соответствующего возраста в общем образовании, закрепление конкретных территорий муниципального района (городского округа) за определенными муниципальными образовательными организациями».
К статье 10:
п.5.
Текст пункта предлагаем изложить в следующей редакции:
«В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования:
1) дошкольное образование;
2) общее образование:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование;
3) Профессиональное образование:
начальное профессиональное образование – подготовка квалифицированных рабочих;
«Предоставить Учебно-методическим объединениям возможность при наличии необходимости пересматривать федеральные государственные образовательные стандарты по необходимости».
п.8.
Убрать полностью весь пункт 8, как реализующий несоответствие современным демократическим устремлениям, требующим равноправных отношений государства с образовательными организациями. Таким образом, во всем законе исключить из реестра образовательных организаций различного рода элитные образовательные организации (МГУ, СПбГУ, федеральный, национально-исследовательский университеты).
К статье 12:
п. 1. предлагается дополнить:
«Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, инновационное развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, национальной безопасности государства, повышение его конкурентоспособности».
К статье 16:
п. 2. дополнить:
«Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной, заочной формах и в форме экстерната».
К статьям 17,18,19:
Эти статьи Законопроекта целесообразно дополнить положением о возможности формирования образовательными организациями открытых и общедоступных информационных ресурсов и размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях. Вместе с тем, полагаем необходимым более полно раскрыть возможности применения и развития программ использования информационно-телекоммуникационных сетей и технологий в учебном процессе и для дистанционного обучения, установить гарантии государства по обеспечению возможности использования информационных, телекоммуникационных и (или) электронных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе применительно к дистанционному обучению.
Предлагается законодательно закрепить разработку и принятие государственной программы развития электронного обучения и информационных образовательных технологий в России.
К статье 37:
Следует установить ответственность государства за минимальные гарантии социальной поддержки студентов в части стипендий и других социальных льгот.
К статье 48:
Полагаем необходимым дополнить статью положениями, направленными на повышение статуса и жизненного уровня педагогических работников, улучшение их материального положения:
«Заработная плата педагогических (научно-педагогических) работников должна соответствовать высокой социальной значимости педагогического труда, престижу педагогического работника в обществе. Заработная плата в рамках каждой категории педагогических работников может быть повышена путем надбавок к окладу с учетом педагогического и научно-педагогического стажа, итогов аттестации, результатов работы, наличия документов о повышении квалификации, наличия ученых степеней, государственных наград и званий.
Уровень заработной платы педагогических работников, подтвердивших соответствие занимаемой должности, должен устанавливаться в размере не ниже уровня средней заработной платы в отраслях промышленности и строительства в регионе.
Заработная плата педагогических работников подлежит индексации не ниже индекса инфляции и не реже одного раза в год с учетом факторов роста стоимости жизни или повышения средней заработной платы в регионе.
Молодым специалистам со стажем работы до 3-х лет должны устанавливаться надбавки к заработной плате в течение всего периода прохождения педагогической интернатуры (испытательного срока).
Виды поощрений педагогических работников за добросовестный и квалифицированный труд, высокие результаты и эффективность педагогической деятельности определяются коллективным договором и иными локальными актами. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам и премиям. Педагогические работники, имеющие государственные награды и (или) почетные звания, имеют право на повышенный размер пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
К статье 49:
п.2. дополнить
«Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, принуждать обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительно привлекать их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях, принуждать их к принятию политических, религиозных или иных убеждений или отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации»;
К статье 51:
п.1. дополнить
«Педагогические работники проходят обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю деятельности педагогического работника не реже одного раза в пять лет. На период обучения с отрывом от работы за педагогическим работником сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Федеральные государственные требования к обязательному минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ для переподготовки и повышения квалификации педагогических работников устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Дополнительные профессиональные образовательные программы, на которые не установлены Федеральные государственные требования к обязательному минимуму содержания, разрабатываются учреждениями, реализующими программы ДПО, самостоятельно и согласуются с заказчиками образовательных услуг».
п.3. изложить в следующей редакции:
«Повышение квалификации педагогических работников может финансироваться как за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так и внебюджетных средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых отношениях, а также за счет средств юридических и (или) физических лиц по договорам с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями по профилю деятельности педагогического работника».
Дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4. Молодые специалисты со стажем работы до 3-х лет проходят педагогическую интернатуру (испытательный срок).
Педагогическая интернатура – форма послевузовской стажировки молодого специалиста – выпускника вуза (колледжа) в образовательном учреждении. Педагогическая интернатура включает такие методы повышения профессионализма молодого специалиста, как наставничество, диагностика профиля компетенций, обучение самостоятельное и (или) на курсах повышения квалификации, программах профессиональной переподготовки, аттестация и установление степени соответствия занимаемой должности или квалификационной категории.
К Главе 8, Статья 70:
Вызывает озабоченность отсутствие в проекте закона детализации существующих уровней профессионального образования. Например, в тексте проекта закона не предусмотрено начальное профессиональное образование, которое в современных экономических условиях является необходимой основой, предоставляющей доступ к тому уровню квалификаций, который обеспечивает эффективный выход молодых кадров на рынок труда. Данный уровень образования является предметом особой заботы и внимания государств во всем мире, поскольку от его эффективности зависит во многом и судьба значительной части молодежи, получившей обязательное общее образование. Начальное профессиональное образование является фундаментом системы профессионального образования, а также создает основу для эффективного продолжения образования и профессионального развития за счет прочного общеобразовательного компонента и формирования, так называемых, ключевых компетенций.
Накопленный в течение многих десятилетий положительный опыт начальной профессиональной подготовки на предприятиях и в учебных заведениях необходимо сохранять и развивать.
Статья 72:
п.1. изложить в следующей формулировке:
«Высшее образование имеет целью удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии для последующей реализации накопленного образовательного потенциала по основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствие с потребностями общества и государства».