Б.Б. Леонтьев, председатель комиссии по экономике интеллектуальной
собственности Комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности,
эксперт WIPO,эксперт ФАПРИД, генеральный директор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (ЗАО СОИС»),
д-р экон. наук
Комментарии к проекту Закона «Об образовании в РФ» ( версия 3.0.3.)
Ни для кого не секрет, что образование стоит в числе основных приоритетов страны, из них я бы выделил следующие:
- воспитание;
- образование;
- наука;
- экономика;
- обороноспособность.
К сожалению, воспитанием в стране институционально никто, кроме СМИ, не занимается. Поэтому криминал не убывает, а СМИ официально к этому не причастны. И молодые интеллектуалы стремятся из страны уехать, не видя здесь своей востребованности.Поэтому образование без воспитания, в принципе, быть не может, хотя бы потому, что и то и другое строится на знании, приобретенном ради практики, ради профессионального успеха и благополучия граждан и государств.
Закон «Об образовании» должен быть идеологически выстроен. Он не должен преследовать тавтологические цели, вроде обеспечения гарантий механизмов реализации прав и свобод человека в образовании. Он должен быть направлен на воспитание и образование интеллектуальной высококачественной личности, востребованной во всех сферах деятельности народного хозяйства.
Гарантии прав и свобод должны относиться к конституционной норме и быть принципом, но не целью. Целями должны быть конечные результаты воспитательной и образовательной деятельности, высокообразованные граждане, востребованные в российской, мировой экономике и всех прочих сферах деятельности, включая государственные (не экономические). Задачами должны быть основные механизмы, реализующие эти цели, но не те, что тавтологически прописаны в настоящем проекте закона «Об образовании» со ссылкой на Конституцию и самые общие абстрактные декларативные заявления.
К сожалению, данный проект Закона на важнейшие, ключевые вопросы не дает ответа, в частности:
- что такое качество образования?
- как выявлять и продвигать таланты?
- как выявлять лучших педагогов, преподавателей и образовательные организации?
- как сферу образования из самой безответственной среди всех прочих в нашем обществе сделать ответственной за результаты работы образовательных организаций и Министерства образования в целом?
- кто может быть авторами школьных учебников и почему их не должно быть сколько угодно?
Проект Закона «Об образовании», к сожалению, не делит образовательную сферу на государственную и коммерческую. Данный проект более отвечает рыночной экономике, где много свободы для недостаточно ответственных действий. Но одним из основных недостатков проекта данного Закона является отсутствие четко установленных форм образовательных организаций с квалификационными требованиями к каждой из них. Когда в Законе говорится, что статус и форму образовательной организации определяют сами учредители этой образовательной организации по согласованию с министерством, то становится очевидным для всех, что:
- кто угодно может сформировать и зарегистрировать любую свою образовательную организацию;
- за согласование и утверждение статуса образовательной организации следует готовить взятки;
- данный проект Закона подготовлен либо недостаточно компетентными людьми, либо лицами, заведомо готовящими себе поле для коррупционной кормушки.
Особо хотелось бы обратить внимание организаторов законопроекта на следующее:
1. Образование должно стремиться не только к узкой специализации, но и обязательно к приобретению междисциплинарного знания. Проблема междисциплинарного знания в современной российской образовательной системе, как представляется официальными органами, не рассматривается и не разрешается, хотя является ключевой для подготовки высококвалифицированных специалистов мирового уровня. Дело в том, что в природе научные дисциплины как таковые отсутствуют. И все проблемы, связанные с жизнедеятельностью человека и общества носят междисциплинарный характер. Это хорошо понимают современные руководители Китая. В частности, Ху Дзин Тао в 2007 году, когда возглавил партийное и государственное руководство страны, особо обратил внимание учёных и преподавателей высших учебных заведений именно на аспект междисциплинарности. Узкая специализация, как по отдельным дисциплинам, так и внутри них выгодна исключительно работодателю, ввиду невостребованности таких специалистов на рынке и минимизации текучести кадров. Именно по этой причине узкие специалисты не добиваются никогда никаких выдающихся результатов и являются обслуживающим персоналом ключевых высококвалифицированных специалистов в организациях. В виду этого, аспект приобретения междисциплинарного знания для образования должен строиться не на основе изучения отдельных дисциплин, а на основе изучения и разрешения конкретных ключевых проблем общества, которые всегда междисциплинарны.
2. Статус и форма организации академии и университета чрезвычайно важны. Академии сегодня, к сожалению, все более приобретают узкодисциплинарный характер, а университеты не соответствуют содержанию универсального образования. Под универсальным образованием следует понимать предоставление комплекса естественнонаучных, технических, социальных знаний. Внутри университета сохраняется подготовка узких специалистов на «выходе» из него. Однако, на начальном этапе (первый и второй курсы) все учащиеся должны получать, хотя бы минимальные естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, независимо от будущей специализации. Поскольку совершенно четкую логику и теоретическое системное мышление формируют естественные науки, а практическое системное мышление формируют технические науки. Социальные науки формируют игровую логику со слабым системным мышлением.
Ввиду этого, нужно предоставить всем учащимся университетов равные право и возможности для развития их интеллектуальных способностей и дальнейшего выбора профессии для самореализации после окончания учебного заведения. Только молодые люди с хорошо сформированным системным мышлением в состоянии создавать свой высокоэффективный и перспективный бизнес. Только люди с таким мышлением являются самодостаточными. Именно по этой причине статус университета и статус академии не могут быть размытыми и неопределенными и назначаться учредителями, которые далеко сами не всегда достаточно образованы.
3. Авторами школьных учебников должны быть исключительно самые выдающиеся учёные нашей страны и самые яркие выдающиеся деятели науки, техники, литературы и искусства. Именно по причине выдающихся педагогов мы и лидирует в области балета. И именно по этой же самой причине мы отстаём в остальных областях.