Асфандиаров Б.М.- к.ю.н., профессор Кафедры государственного и гражданского права МГУКИ
1.Необходимо привести во взаимное соответствие Пояснительную записку к Проекту закона «Об образовании в РФ» и содержание текста самого проекта закона.
Примеры некоторых несоответствий:
А) В Пояснительной записке указано, что законопроект направлен на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с международными обязательствами РФ в сфере образования.
Комментарий 1:
Согласно ст.3 Конвенции ООН 1989 г., по которой РФ участвует как правопреемница СССР, государства-участники должны обеспечивать условия, при которых учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях и/или их защиту, отвечали нормам, установленными компетентными органами в области безопасности и здравоохранения.
Проект же закона в ст. 42 относит финансовое обеспечение расходов на охрану здоровья обучающихся к компетенции учредителей организации.
Комментарий 2:
Целью системы образования должно быть не только удовлетворение потребностей граждан в получении образования, а формирование специалистов с интеллектуальным капиталом, востребованным в различных отраслях экономики.
В проекте же закона отсутствуют соответствующие нормы, направленные на обеспечение неразделимости обучения и исследования в университетах.
В ст. 74 Проекта декларируется интеграция образовательной и научной деятельности в высшем образовании «за счет грантов или иных источников финансового обеспечения».
Б) В Пояснительной записке указано, что законопроект направлен на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с потребностями развития инновационной экономики.
Комментарий 1:
В законопроекте при детальной регламентации процесса обучения вопросы научно-исследовательской деятельности университетов затронуты поверхностно и не содержат норм, направленных на повышение значимости и эффективности НИР и ОКР в вузе, хотя общепризнано, что научный потенциал вузов в нашей стране практически не задействован и не участвует в развитии инновационной экономики.
Проект закона в ст. 19 «Экспериментальная и инновационная деятельность» не содержит правовых норм в данной области. Правовое регулирование отношений в этой области отнесено к подзаконным актам. Органы госвласти по проекту закона обязываются только «создавать условия для реализации инновационных проектов (программ) и использования их результатов в массовой практике».
В законопроекте отсутствуют нормы, регулирующие научно-исследовательскую деятельность системы образования, и, в первую очередь финансирование этой деятельности. Для финансирования этой деятельности через систему грантов закон об образовании не нужен. Как показала практика последнего десятилетия, в современных российских условиях система грантов не развивает и не обновляет российскую систему образования в соответствии с потребностями развития инновационной экономики.
Комментарий 2:
В Проекте отсутствуют конкретные нормы по регулированию отношений по созданию, использованию и передаче прав на результаты творческой деятельности профессорско-преподавательского состава системы образования, включая вопросы выплаты авторского вознаграждения. Высказываемые суждения о регулировании данного вида отношений нормами 4-й части Гражданского кодекса не учитывают специфику творческой деятельности вузовских работников именно в плане неразделимости обучения и исследования.
Необходимы нормы о порядке распоряжения правами на РИД, порядке начисления и выплаты авторских вознаграждений и др.
В ст. 107 Проекта «Особенности распоряжения результатами интеллектуальной деятельности образовательных организаций» содержится конкретное указание, что учет и оформление прав на РИД осуществляется за счет образовательной организации, при этом отсутствуют правила финансирования этого самого счета.
В) В Пояснительной записке указано, что законопроект направлен на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства.
Современные запросы человека, общества и государства направлены на формирование человеческого капитала, как катализатора и основного двигателя современной экономики. Экономика знаний требует соответствующих вложений в человеческий капитал, в первую очередь через систему образования.
В Проекте же закона отсутствуют экономико-правовые механизмы формирования и развития человеческого капитала, что в целом лишает систему образования перспектив развития, а, как следствие, тормозит развития государства в конечном итоге.
Ст. 27 содержит лишь декларативное утверждение о «праве образовательной организации вести в установленном порядке научную, творческую и иную деятельность», не подтвержденную конкретными инструментами.
2.Необходимо уточнить и откорректировать понятийный аппарат, использованный разработчиками в Проекте закона.
Терминология, использованная в ст.2 Проекта, не может быть использована для целей разъяснения положений законопроекта в силу абстрактности вкладываемого в приведенных понятиях содержания.
Например, «уровень образования (п.4)», «квалификация (п.7)», «предметно-тематическое содержание вида учебной деятельности (п.28)», «расчет сложности достижения учебного результата (п.30)», «степень освоения и уровень освоения обучающимся образовательной программы (п.31)» и т.д.
3. Допускаются очевидно фантазийные высказывания и суждения. Например, «приоритет жизни человека (? Ст. 3, п.3)», «свободное функционирование системы образования РФ (с. 4, п.3, пп.2)», «непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы (? Ст. 15 п.3) и т.д. и т.п.
4. Необходимо исправить все имеющиеся явные ошибки, в т.ч. грамматические, стилистические, предметные и т.п.
Например, ст.2, п.34; ст.10,п.2,пп.2 и т.д. и т.п.
5. В проекте имеются необоснованные цитирования Конституции РФ, например, ст. 5 Проекта. При этом отсутствуют ссылки на международные соглашения как источник права в образовательных отношениях (Конвенция ООН о правах ребенка, документы Болонского процесса и др.)
6. Принципы государственной политики в сфере образования отражают в проекте закона подходы, уже реализованные в прошлом веке (например, удовлетворение потребностей граждан в получении образования).
Современные принципы государственной политики в сфере образования должны обеспечивать неразделимость обучения и исследования в университетах как условия дальнейшей востребованности выпускников системы образования, а сама система образования должна быть организована как индустрия подготовки специалистов для обеспечения потребностей экономики страны в первую очередь. Поэтому основной целью системы образования должно быть: не только удовлетворение потребностей граждан в получении образования, а еще и формирование специалистов с интеллектуальным капиталом, востребованных в различных отраслях экономики.
7. Необходимость учета в законопроекте особенностей научно-исследовательской деятельности университетов.
При реформировании действующей системы образования необходимо учесть реформирование существующей системы научно-исследовательской деятельности университетов, исходя из принципа неразрывности исследования и обучения. С учетом специфики подготовки специалистов:
- в области техники и технологий;
- в гуманитарной области;
- в области культуры и искусств;
- в военной области;
- в медицинской области и др. специализированных областях;
необходимы соответствующие правила по организации, финансированию, отчетности и коммерческому использованию результатов научно-исследовательских работ (НИОКТР).
Эти правила должны регламентировать компетенции, права, обязанности основных участников научно-исследовательской деятельности университетов:
- ректората;
- ученого совета университета;
- администрации университета;
- профессорско-преподавательского состава;
- студентов.
Правила должны устанавливать прозрачный и понятный порядок:
- документирования и установления авторства результатов научных исследований;
- документирования и установления правообладателей результатов НИОКТР;
- распоряжения правами на использование результатов НИОКТР, включая право на авторское вознаграждение авторов результатов НИОКТР.
8. Предлагаемые поправки в обсуждаемый проект закона.
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
Дополнить:
11. Неразделимость обучения и исследования в университетах как центрах культуры, знаний и научных исследований.
Статья 18. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
В системе образования в соответствии с законодательством РФ могут создаваться и действовать научно-исследовательские и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, клинические базы образовательных организаций медицинского образования, опытные станции, а также специализированные организации, разрабатывающие (вместо «осуществляющие») научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.
Статья 27. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Дополнить:
4) вести учет результатов творческой деятельности, создаваемых в процессе учебно-методической и научно-иследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава образовательной организации.
Статья 107. Особенности распоряжения результатами интеллектуальной деятельности образовательных организаций
П.1 дополнить:
Образовательные организации ведут Реестр объектов интеллектуальной собственности, созданных творческим трудом работников и обучающихся, а также учет прав на использование этих объектов.